Новости науки. Архив. Апрель 2005.
30.04.05. Ледник Колка перед катастрофой

20 сентября 2002 г. на Кавказе произошла катастрофа на леднике Колка, находящемся под склонами горы Джимарай-хох вблизи горы Казбек. Это крупнейшая по объему перемещенного материала (до 140 млн. м3) из зафиксированных в мире катастроф с участием ледников. После события было сделано немало космических снимков, проводились научные экспедиции. Однако оставалось загадкой, что именно происходило перед катастрофой и привело к ней. Среди ученых были жаркие дискуссии о роли обвалов со стены г. Джимарай-хох на Колку, но сколько материала упало за месяцы и годы до катастрофы, а сколько - в последние часы, оставалось неизвестно.

28.04.05. Можно ли предотвратить разрыв миокарда после инфаркта?

Установлено, что торможение активности гена ММР-2 позволяет защитить сердечную мышцу от инфарктного разрыва.

27.04.05. Электроны выстаиваются в очередь.

Давно известно, что электрический ток переносится отдельными электрическими зарядами. Однако на практике в подавляющем большинстве случаев при измерении тока дискретность не играет особенной роли. Недавно наблюдать последовательное коррелированное движение электронов удалось шведским ученым.

26.04.05. Удаление яичников увеличивает риск развития болезни Паркинсона.

Результаты работы, проведенной группой исследователей из США заставляют обратить внимание на защитные функции женского полового гормона эстрогена по отношению к определенным клеткам головного мозга.

25.04.05. Новая заметка в обозрении Сергея Попова - АСТРОФЕСТ-2005

Вот уже семь лет каждый год любители астрономии со всей России собираются на свой Астрофест. По сути - это праздник любителей астрономии, который они сами себе и устраивают. В этом году Астрофест прошел с 22 по 24 апреля вблизи подмосковного Пушкино.

24.04.05. Монитор реформы науки - первые недели работы

14 марта этого года на нашей ленте новостей появилось короткое сообщение об открытии сайтами Scientific.ru и www.researcher-at.ru нового проекта - "Монитора реформы науки". В сообщении говорилось, что "Цель проекта - сбор и публикация информации о процессах, связанных с наукой в России и ее реформированием, поддержка здоровых тенденций в реформе, создание механизмов обратной связи между реформаторами и рядовыми научными сотрудниками." В чем же смысл этой затеи, что сделано и что планируется сделать?

22.04.05. Блокирование одного единственного белка способно победить артрит.

Исследователи обнаружили, что "выключение" одного единственного гена приводит к полному избавлению от артрита у мышей. Возможно, в будущем удастся применить новый метод лечения на людях, страдающих от этого очень распространённого заболевания.

21.04.05. Новый взгляд на первые мгновения существования Вселенной.

Эксперименты учёных из Брукхэвенской национальной лаборатории США показывают, что наши представления о первых мгновениях существования Вселенной должны измениться: гипотетическую кварк-глюонную плазму следует рассматривать скорее как жидкость, чем как собственно плазму.

20.04.05. Обзор astro-ph (выпуск N104) за 11 - 20 апреля 2005 года: избранные статьи.

Обзор С.Попова и М.Прохорова: статьи из архива е-принтов астрофизика, astro-ph.

19.04.05. Новый метод очистки однослойных нанотрубок.

Ключевая проблема для прогресса технологии углеродных нанотрубок - разработка эффективных методов их очистки от примесей. Новый метод очистки разработан недавно американскими учёными.

17.04.05. Генетическая «заплатка» способна справиться с тяжелым комбинированным иммунодефицитом.

Ранее терапия тяжёлого комбинированного иммунодефицита включала помещение пациентов в пластиковый «пузырь». Сейчас прицельная работа с определёнными ДНК последовательностями может обеспечить успешное лечение заболевания.

16.04.05. Кресс-салат переписывает учебники по генетике.

Некоторые растения обладают способностью исправлять ошибки в родительской ДНК.

14.04.05. Планетарная модель атома: "ручная работа".

Американским учёным удалось на практике реализовать простейшую модель атома, в которой электрон обращается вокруг ядра как планета вокруг звезды.

10.04.05. ВИЧ наносит свой смертельный удар уже в первые дни после инфицирования.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает массивную гибель белых клеток крови (лейкоцитов) уже в течение первых дней после заражения. Это открытие должно привести к пересмотру стратегий прогнозирования течения заболевания и разработки вакцин и препаратов.

08.04.05. Обзор astro-ph (выпуск N103) за 01 - 10 апреля 2005 года: избранные статьи.

07.04.05. "Астрономическая научная картинка дня" - Диск вокруг Веги

Уже достаточно давно было известно, что вокруг альфа Лиры (Веги) существует газопылевой диск. Недавние наблюдения, проведенные с использованием космического телескопа имени Спитцера, показали что его размер гораздо больше, чем полагали ранее.

05.04.05. VII Всероссийский фестиваль любителей астрономии и телескопостроения

22-24 апреля этого года состоится очередная встреча любителей астрономии и телескопостроения. В программе мероприятия неформальное общение, доклады профессиональных астрономов, занятия для начинающих любителей астрономии и многое другое.

04.04.05. К дюжине спутников нашей Галактики добавился еще один.

С появлением больших цифровых обзоров неба астрономы все чаще открывают новые объекты, ведя их целенаправленный поиск ... на экране монитора. Недавно таким образом был открыт еще один спутник нашей галактики.

03.04.05. На женщин влияет дополнительная "доза" генов, находящихся на второй Х-хромосоме.

Вторая женская Х-хромосома играет гораздо большую роль, чем считалось ранее. Возможно, полученные данные помогут объяснить различия между мужчинами и женщинами.

02.04.05. Обзор astro-ph (выпуск N102) за 21 - 31 марта 2005 года: избранные статьи.