22.04.05. Блокирование одного единственного белка способно победить артрит.

Исследователи обнаружили, что "выключение" одного единственного гена приводит к полному избавлению от артрита у мышей. Возможно, в будущем удастся применить новый метод лечения на людях, страдающих от этого очень распространённого заболевания.

arthritis.jpg

Остеоартрит развивается при постепенном разрушении хряща, покрывающего кости в области суставов и служащего для смягчения трения между суставными поверхностями. Это приводит к развитию болевого синдрома, скованности, ограниченной подвижности суставов, другим неприятным проявлениям. Остеоартритом страдает более половины людей в возрасте старше 65 лет. К сожалению, в настоящее время не существует лекарств, способных эффективно прекращать его развитие, больным остаётся надеяться только на обезболивающие препараты и операции по замещению суставов.

В результате совместной работы двух групп учёных из Мельбурнского университета, Австралия и Исследовательского центра им. Уайета, Кембридж, штат Массачусетс, США было сделано открытие, с помощью которого, они надеются изменить это плачевное положение вещей. Исследователи занимаются изучением группы ферментов, так называемых аггреканаз, которые, как считается, разрушают особый компонент хряща, придающий ему прочность и эластичность, тем самым, играя не последнюю роль в развитии остеоартрита.

Авторам удалось продемонстрировать, что, генетически модифицированные мыши, в организмах которых не происходит выработки функциональной формы одного из этих ферментов ADAMTS5, совсем не подвержены развитию артрита.

Впервые исследователи смогли указать белок, ответственный за развитие поражения суставов. Проводимые ранее работы по изучению различных протеинов результатов не приносили, но сейчас авторы возлагают огромные надежды на новый объект исследований.

Целью настоящей работы является разработка препаратов, останавливающих разрушение хряща. Учёные пытаются синтезировать маленькие молекулы, способные специфически связываться с молекулами фермента ADAMTS5, таким образом нейтрализуя его и предотвращая разрушение хряща.

Очень обнадёживает тот факт, что у используемых в экспериментах мышей, клетки которых не способны вырабатывать изучаемый фермент, не наблюдается никаких патологических изменений, причиной которых могло бы послужить отсутствием в организме фермента ADAMTS5. Это позволят предположить, что лекарства, подавляющие действие фермента, скорее всего не будут иметь существенных побочных эффектов, из-за которых уже пришлось отклонить многие разработанные ранее методы терапии. По словам авторов, такое лекарство - мечта любой фармацевтической компании.

Несмотря на то, что блокирование одного протеина способно предотвратить разрушение хряща, исследователи считают, что этот белок не единственный. Наверняка существует ещё ряд веществ, играющих роль в возникновении и развитии этой патологии. Известно, что заболевание прогрессирует с возрастом, при травмах и повреждениях суставов, а также при наличии лишнего веса.

Работающими над проблемой группами учёных были избраны разные тактики создания у мышей состояния остеортрита. В одной работе суставы животных искусственно повреждались, в другой - артрит искусственно стимулировался путём провоцированного воспаления. Второе состояние несколько ближе к ревматоидному артриту - заболеванию, при котором иммунная система даёт сбой и поражает суставы собственного организма. Но, даже в этом случае, блокирование ADAMTS5 успешно предотвращало отмирание хряща.

Это говорит о том, что лекарства, способные блокировать изучаемый фермент, могут также помочь и пациентам, страдающим ревматоидным артритом. Хотя в этом случае они, скорее всего, должны будут применяться в комплексе с противовоспалительными препаратами, необходимыми для снятия воспаления, являющегося основным компонентом данной патологии.

Источник новости: Nature