Новости науки. Архив. Май 2003.
31.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Джет пульсара в Парусах

В данном случае название "астрономическая научная картинка дня" довольно обманчиво: сама картинка является лишь прологом, введением к "рентгеновскому" мультфильму про один из самых известных пульсаров.

29.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Спектры сверхновой SN 1998aq

Сверхновая типа Ia - это взрыв коллапсирующего белого карлика. Типичным примером космического катаклизма такого типа является сверхновая SN 1998aq.

27.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Войды: вселенная в миниатюре

Обычное вещество во Вселенной распределено крайне неравномерно - существуют гигантские скопления галактик и огромные "пустоты" (войды). Однако, как показывают результаты численного моделирования, эти "пустоты" в действительности имеют сложную внутреннюю структуру.

27.05.2003. Альтруизм на генном уровне.

Возможно, поврежденные гены (псевдогены) нужны "здоровым" собратьям.

26.05.03. Обзор публикаций по космологии (gr-qc,hep-th,...) за 19 мая - 25 мая: избранные статьи.

Обзор Сергея Павлюченко. Статьи и архивы е-принтов гравитация и квантовая космология: hep-ph, hep-th и gr-qc, за неделю в конце апреля - начале мая.

26.05.03. Обзор hep-ph за 12 мая -- 23 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов теоретическая физика элементарных частиц, hep-ph, за две недели, 12 -- 23 мая 2003 года.

26.05.03. Обзор hep-ex за 12 мая -- 23 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов экспериментальная физика элементарных частиц, hep-ex, за две недели, 12 -- 23 мая 2003 года.

25.05.03. "Темная материя" внутри нас

Вслед за определением нуклеотидной последовательности человеческого генома ученые приступают к изучению загадочной "мусорной" (вне-генной, некодирующей, или "junk") ДНК.

25.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Планетарная туманность в рентгеновском свете

По всеобщему мнению планетарные туманности - одни из самых красивых объектов. Помимо обычных планетарных туманностей иногда встречаются очень красивые "не совсем планетарные туманности".

24.05.03. Игры со сверхпроводимостью в магнитном поле

С помощью нанотехнологий бельгийские ученые научились изменять свойства обычных сверхпроводников, в частности, заставлять их переходить в сверхпроводящее состояние ... при приложении магнитного поля.

24.05.03. Обзор astro-ph (выпуск N44) за 17 - 23 мая 2003 года: избранные статьи.

Обзор С.Попова и М.Прохорова: статьи из архива е-принтов астрофизика, astro-ph, за неделю.

23.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Химические часы в коллапсирующих ядрах молекулярных облаков

Общая последовательность этапов образования ученым звезд понятна, но вот с деталями, к сожалению, они все еще не разобрались. Дать ответ на вопрос, как именно происходит рождение звезды из плотного ядра молекулярного облака, может модель, созданная российскими исследователями. Примечание. У АНКи появился еще один автор; приглашаем к сотрудничеству всех, кому интересен этот проект.

22.05.03. Новое - это хорошо проверенное старое

Некоторые материалы, долгое время считаясь вполне обыденными и совершенно неинтересными с точки зрения науки, в какой-то момент притягивают к себе пристальное внимание многих научных групп. К таким материалам можно отнести самую обыкновенную глину.

21.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Законы поглощения света в Магеллановых Облаках и Млечном Пути

Спектры поглощения межзвездной среды дают богатую информацию о ее свойствах. Американские ученые провели тщательные исследования поглощения света в нашей и двух ближайших галактиках.

20.05.03. Обзор публикаций по космологии (gr-qc,hep-th,...) за 28 апреля - 4 мая: избранные статьи.

19.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Спектр мощности реликтового фона

Реликтовое излучение дает нам массу информации о ранней Вселенной. Само излучение имеет красное смещение порядка тысячи, но приносит данные и о гораздо более далеких этапах жизни Вселенной. Однако для того, чтобы извлекать эту информацию, необходимо понимать, сколь надежны данные различных видов экспериментов и каковы их недостатки.

18.05.03. Магнитная левитация в кислороде при низких температурах

Явление магнитной левитации заключается в том, что высокое пространственно неоднородное магнитное поле создает направленную вверх силу, достаточную для компенсации веса тела. В недавней работе физиков из университета Ноттингема показано, что этот эффект может быть усилен при помещении объекта в холодный газообразный кислород.

17.05.03. Обзор astro-ph (выпуск N43) за 10 - 16 мая 2003 года: избранные статьи.

17.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Какие образуются звезды?

Американские ученые попытались дать ответ на вопрос, как менялась характерная масса образующихся звезд в зависимости от возраста Вселенной.

16.05.03. Обзор публикаций по космологии (gr-qc,hep-th,...) за 21 - 27 апреля: избранные статьи.

Обзор Сергея Павлюченко. Статьи и архивы е-принтов гравитация и квантовая космология: hep-ph, hep-th и gr-qc, за неделю в конце апреля.

15.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Массы и радиусы кварковых звезд

Десять лет назад кварковые звезды казались редкостной экзотикой. Теперь все изменилось. Есть довольно много хороших кандидатов, и данные со спутников Чандра и Ньютон продолжают подкидывать дрова в пламя дискуссии о реальности этих странных странных объектов.

14.05.03. Нобелевские портреты: Физиология и медицина - 2002.

Новый очерк Сергея Григоровича.

13.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Распределение космических лучей по небу

Происхождение космических лучей сверхвысоких энергий остается загадкой. Ситуация немного похожа на ту, что была с космическими гамма-всплесками до спутника BeppoSAX. И точно также разные авторы пытаются исследовать проблему распределения наблюдаемых событий на небе.

13.05.2003. "СПИД-2": в поисках абсолютного оружия.

Ученые выявили еще один способ, с помощью которого вирус гепатита С подавляет иммунный ответ.

Вирус гепатита С (HCV - Hepatitis C Virus) является основной причиной печеночных патологий во всем мире; им болеют около 200 миллионов человек. В США он - главный повод для трансплантаций печени. Надежного противоядия для вируса (а "вирус" на латыни и означает "яд") пока найти не удалось; из-за плохой вылечиваемости HCV прозвали "вторым СПИДом".

12.05.03. Открытие нового мезона: теоретики во всеоружии

Недавно коллаборация BaBaR обнаружила новую частицу -- мезон Ds*(2317). Частица -- как частица. Но почему-то уже в первую неделю после ее открытия появилось пять (!) статей теоретиков, в которых свойства этой частицы подвергаются тщательному изучению. Чем же она так обеспокоила физиков? Дело в том, что эта частица не очень вписывается в общепризнанную кварк-антикварковую картину мезонов.

12.05.03. Обзор hep-ph за 5 мая -- 9 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов теоретическая физика элементарных частиц, hep-ph, за неделю, 5 мая -- 9 мая 2003 года.

12.05.03. Обзор hep-ex за 5 мая -- 9 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов экспериментальная физика элементарных частиц, hep-ex, за неделю, 5 мая -- 9 мая 2003 года.

11.05.03. Длинные одноатомные углеродные нити внутри нанотрубок

Японские ученые открыли новую разновидность углерода - длинные одноатомные углеродные нити, располагающиеся внутри многостенных углеродных нанотрубок.

11.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Очень горячий газ в М17

При исследовании рентгеновского изображения туманности М17, полученного с помощью телескопа Чандра, обнаружен газ с температурой около 10 миллионов градусов (!). Для того, чтобы определить температуру газа в туманности, астрономам пришлось решить очень сложную задачу по вычитанию сигнала от многих сотен слабых источников.

10.05.03. Обзор astro-ph (выпуск N42) за 01 - 09 мая 2003 года: избранные статьи.

10.05.03. Обзор hep-ph за 28 апреля -- 2 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов теоретическая физика элементарных частиц, hep-ph, за неделю, 28 апреля -- 2 мая 2003 года.

10.05.03. Обзор hep-ex за 28 апреля -- 2 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов экспериментальная физика элементарных частиц, hep-ex, за неделю, 28 апреля -- 2 мая 2003 года.

09.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Иерархическое формирование звездных скоплений

Сегодня считается, что звезды образуются из плотных молекулярных облаков. Качественное описание картины формирования звезд в результате гравитационного коллапса облака было получено давно, однако простые аналитические оценки здесь почти не работают, реалистичные результаты могут быть получены только с помощью численного моделирования.

08.05.03. Углеродные нанолуковицы в космосе.

"Ничто не ново под Луной" - эту старую истину в очередной раз подтвердила интернациональная группа ученых, показавшая, что в межзвездной среде присутствуют не так уж давно синтезированные в земных условиях углеродные нанолуковицы.

08.05.03. Новая заметка в персональном обозрении Сергея Попова - "10 лет NASA ADS"

Вот уже 10 лет работает система NASA ADS. С появлением этой системы жизнь астрономов существенно изменилась (в лучшую сторону)

07.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Взрывное разрушение политроп

Политропа - одно из самых простых и очень распространенных уравнений состояния веществ. Модели звезд, состоящих из политропного гравитирующего газа, так называемые "политропные шары", начали рассматриваться почти сто лет назад. А что произойдет, если в центре политропной звезды мгновенно выделится энергия, сравнимая по величине с гравитационной энергией связи звезды?

06.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Моделирование спектра одиночной нейтронной звезды

Для понимания природы источника в астрономии очень важно описать спектр объекта. Однако часто сделать это не так уж просто; и даже когда это удается, не меньшую трудность представляет интерпретация пролученных результатов.

06.05.03. Наномагниты на основе белков - новый способ увеличения емкости жестких дисков?

Представители компании Nanomagnetics (Великобритания) утверждают, что емкость жестких компьютерных дисков возможно увеличить в сотни раз, используя обычные железосодержащие белки.

05.05.2003. Тайные гены.

Ученые из Whitehead Institute (США) предложили новый компьютеризованный метод предсказания локализации и количества генов малых РНК в геномах животных и растений.

03.05.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Распределение пре-маломассивных двойных по массам и периодам

Современные спутники дают возможность регистрировать даже процессы с весьма слабым энерговыделением в маломассивных двойных системах. Чтобы получить представление о том, как много источников и с какими параметрами можно будет зарегистрировать, английские ученые использовали метод популяционного синтеза.

03.05.03. Структуры из наноразмерных нитей

Американские исследователи разработали оригинальную технологию создания структур из наноразмерных полупроводниковых или металлических нитей.

02.05.2003. Мозг на ужин.

По всей видимости, наши предки могли в прямом смысле выедать мозги своего соседа на ужин. К такому выводу на основе новых исследований пришли исследователи Лондонского университета.

01.05.03. Обзор astro-ph (выпуск N41) за 26 - 30 апреля 2003 года: избранные статьи.

01.05.2003. Плодородный слой почвы: кладезь фрагментов ДНК, сохранившихся в веках.

В микрообразцах грунта, взятых в Новой Зеландии и Сибири, найдены фрагменты ДНК животных и растений. Генетический материал, заключенный в найденных последовательностях ДНК, должен помочь ученым восстановить картину экосистемы, существовавшей в этих местах много лет назад.