Новости науки. Архив. Декабрь 2004.
31.12.04. Приливное возмущение могло стать причиной землетрясения в Индийском регионе 26 декабря 2004 г.

Землетрясение, произошедшее 26 декабря 2004 года в районе Индийского Океана на стыке Индийской, Евразийской и Австралийской литосферных плит, вызвало мощное цунами, распространившееся со скоростью около 800 км/час и послужившее причиной гибели более ста тысяч человек. Землетрясение было вызвано субдукцией (пододвиганием) Индийской плиты под литосферную микроплиту Бирмы в районе впадины Cунда, возможно индуцированной приливом.

29.12.04. Ультразвуковой "шухер."

Канадские ученые обнаружили, что суслики используют ультразвук в качестве сигнала опасности. Частота используемого звука около 50 килогерц.

28.12.04. Супер-водоотталкивающие ноги водомерки.

Китайские ученые показали, что конечности водомерки имеют специальную иерархическую систему щетинок разного диаметра. Именно благодаря ей насекомое может свободно скользить по поверхности воды.

27.12.04. Углеродные нанотрубки - не такая уж невидаль

Принято считать, что углеродные нанотрубки синтезируются искусственно, однако это не так: как показывают иследования американских ученых, некоторое количество нанотрубок "естественным образом" образуется и в бытовых условиях.

26.12.04. Неразрушающая идентификация отдельных молекулярных ионов.

Современные техника даёт возможность работать с отдельными атомами и молекулами в ловушках различного типа. Эксперименты с отдельными молекулярными ионами требуют достаточно простых и надёжных способов идентификации этих ионов; недавно датские ученые предложили такой способ.

24.12.04. Углеродные нанотрубки в рентгеновской динамической радиографии

Созданный американскими учеными на основе углеродных нанотрубок радиограф для формирования изображения быстро движущихся объектов позволяет исследовать характеристики живых объектов с минимальным вредом для их здоровья.

23.12.04. Забота о потомстве у ящеротазовых динозавров.

После находки на севере Китае останков 34 мелких динозавров Psittacosaurus и одного крупного подтверждено предположение о том, что некоторые динозавры обладали заботой о потомстве.

22.12.04. У недоношенных детей больше шансов заболеть диабетом.

Установлено, что дети, рождённые преждевременно, имеют пониженную чувствительность к инсулину, то есть у них намного выше вероятность возникновения сахарного диабета, чем у детей, появившихся на свет вовремя.

21.12.04. Обзор astro-ph (выпуск N94) за 13 - 21 декабря 2004 года: избранные статьи.

Обзор С.Попова и М.Прохорова: статьи из архива е-принтов астрофизика, astro-ph.

20.12.04. Выращены искусственные кровеносные сосуды.

Американские ученые вырастили сеть кровеносных сосудов из культуры клеток. Они высадили человеческие клетки венозного эпителия на трехмерную культуру мышиных мезенхимных клеток и имплантировали такую конструкцию в мышей. Полученные результаты имеют неоценимое значение для современной медицины.

18.12.04. Необычный фазовый переход в сегнетоэлектрических наночастицах.

Теоретические исследования свойств сегнетоэлектрических наночастиц Pb(Zr,Ti)O3 показали, что в подобных наноразмерных частицах может происходить довольно необычный фазовый переход. Этот результат дает надежду на возможность резкого повышения плотности записи информации в запоминающих устройствах на основе сегнетоэлектриков.

17.12.04. Использование ноутбуков может вызывать мужское бесплодие.

Если вы мужчина и планируете заводить семью, хорошо подумайте перед тем, как ставить работающий ноутбук на колени. Это может привести к нарушению продукции сперматозоидов и снизить ваши шансы на отцовство.

16.12.04. Десять наиболее важных достижений прошедшего года в области физики и астрономии.

Принято подводить итоги года, и мы на Scientific.ru решили последовать этому хорошему правилу, предложив свой вариант десятки наиболее важных достижений в области физики и астрономии.

15.12.04. Изучение языков развивает серое вещество мозга

Британские и итальянские ученые открыли, что у билингвов (людей, говорящих на двух языках) развивается более плотное серое вещество мозга в одной из зон коры левого полушария. одной стороны, изучение языков развивает эту зону, с другой – люди с высокой плотностью серого вещества в этой зоне имеют талант к изучению языков.

13.12.04. "Супруги" возвращаются с зимовки одновременно.

Открыт удивительный факт: у некоторых перелётных птиц "супруги" могут зимовать в совершенно разных местах, но возвращаются назад в одно и то же место и в определенное время. Каким образом птицы "договариваются" о времени возвращения – загадка природы.

12.12.04. Обзор astro-ph (выпуск N93) за 01 - 12 декабря 2004 года: избранные статьи.

11.12.04. Лазерный "тормоз" для нейтральных молекул

Мощные лазерные импульсы можно использовать не только для ускорения частиц, но и для их торможения. Как показывают эксперименты британских ученых, подобный способ лазерного замедления может оказаться вполне удобным для достаточно крупных нейтральных молекул.

09.12.04. Колоссальный магнитокалорический эффект в MnAs под давлением

Используя магнитное поле, можно охлаждать некоторые вещества. Бразильские ученые обнаружили новый способ резко повысить эффективность такого магнитного охлаждения - наложение внешнего давления.

06.12.04. Роль рецепторов PAR-1 в развитии воспаления кишечника.

Установлено, что блокирование клеточных рецепторов PAR-1 может значительно повысить эффективность лечения воспалительных заболеваний кишечника.

05.12.04. Прозрачные тонкопленочные транзисторы на основе аморфного полупроводника.

Японские ученые предложили использовать для изготовления прозрачных тонкопленочных транзисторов новый аморфный полупроводник. Подобные транзисторы могут найти применение в создании прозрачных, гибких и легких электронных устройств.

03.12.04. Осиного "авторитета" на дешевый понт не возьмешь.

Американские и канадские биологи показали, что структура узора на «лице» у ос играет огромную роль в социальной жизни этих животных. По особенностям рисунка можно судить о размерах насекомого и его положении в иерархии.

01.12.04. Обзор astro-ph (выпуск N92) за 15 - 30 ноября 2004 года: избранные статьи.