Новости науки. Архив. Март 2002.
30.03.02. Молекулярные переключатели на основе углеродных наноструктур.

Для создания наноустройств необходимы, в частности, наноразмерные переключатели. Удобным материалом для таких устройств являются углеродные нанотрубки и фуллерены. В теоретической работе немецких ученых рассматривается возможность создания наномасштабного переключателя на чисто углеродной основе (две одностенные нанотрубки и молекула C60 между ними).

28.03.02. Драма космических лучей сверхвысоких энергий

Космическая частица высоких энергий, попадая в атмосферу, рождает "широкий атмосферный ливень", достигающий поверхности Земли в виде потока мюонов и других вторичных частиц. Такие события регистрируются массивами наземных детекторов, покрывающими площадь в квадратные километры, при этом неплохо оценивается энергия ливня и тип начальной частицы. В 1962 г. впервые был зарегистрирован ливень с энергией выше 1011 ГэВ, что на 7 порядков превышает энергию, достижимую на ускорителях. Несколько позже, в 1966 г. появились две независимых работы: одна Г.Т.Зацепина и В.А.Кузьмина (ИЯИ РАН), другая К.Грейзена, где показывалось, что протоны с энергией выше 4 Х 1010ГэВ на больших расстояниях (сотни мегапарсек) теряют значительную часть своей энергии, взаимодействуя с фотонами реликтового излучения (реакция фоторождения пионов). Таким образом, событие 1962 г. оказалось выше порога Грейзена-Зацепина-Кузьмина (ГЗК). В единичном случае еще не возникает серьезной проблемы, поскольку частица могла быть ускорена сравнительно недалеко - в одной из галактик местного сверхскопления и не успела потерять свою энергию по дороге. Проблема прорисовалась в последнее десятилетие, когда появились более крупные массивы детекторов атмосферных ливней и была накоплена приличная статистика космических частиц сверхвысоких энергий (UHECRs - Ultra High Energy Cosmic Rays).

28.03.02. Мозг левшей по-иному организован

Исследователи Калифорнийского университета, Лос-Анджелес (UCLA) впервые определили что генетика играет существенную роль в формировании мозговой структуры и влияет на умственные способности лево- и праворуких людей различным образом.

27.03.02. Атомно-оптический элемент на основе эффекта квантового отражения.

Развитие методики лазерного охлаждения атомов позволило исследователям работать с пучками медленно движущихся (и, соответственно, имеющих достаточно большую дебройлевскую длину волны) атомов. Для таких медленно движущихся частиц должен проявляться эффект квантового отражения от притягивающего ван-дер-ваальсовского потенциала (вблизи поверхности твердого тела). Японские ученые недавно создали на основе данного эффекта отражательный атомный оптический элемент.

24.03.02.Обсерватории Чандра и Хаббл наблюдают ударные волны в межгалактическом и межзвездном газе.

На изображении горячего газа в скоплении галактик 1E0657-56, полученном с помощью космической обсерватории "Чандра", и (в гораздо меньшем масштабе) вокруг очень молодой звезды LL Ориона на снимке "Хаббла" видны ударные волны дугообразной формы. Такая структура (которая по - русски называется "головной ударной волной") возникает при сверхзвуковом движении тела в газе или жидкости

21.03.02. Идеальные армирующие наполнители для композитов.

Одно из возможных применений механически прочных углеродных нанотрубок - армирующие наполнители композиционных материалов. Однако относительно слабая связь между углеродными нанотрубками и композитной матрицей ограничивает механическую прочность композита. Американские ученые предлагают для улучшения связи использовать нанотрубки, покрытые нанобугорками из карбида бора.

21.03.02. К детскому лепету стоит прислушаться

Если люди хотя бы отчасти подобны певчим птицам, новое исследование в университете штата Флориды наводит на мысль, что старая пословица "дело мастера боится" может применяться и к изучению языка. Это первое исследование, подразумевающее, что имеется эффект практики в обучении пению у певчих птиц, и что подобный эффект может быть применимым к вокальному обучению у человека.

20.03.02. Квантовый компьютер на основе природного кристалла.

Над проблемой создания квантового компьютера работает множество исследовательских групп во всем мире. Очень интересное предложение было высказано недавно учеными из Лундского университета: по их мнению, можно создать ансамблевый квантовый компьютер на основе обычных природных кристаллов, легированных ионами редкоземельных металлов.

19.03.02. Новые веяния на рынке датчиков изрображения.

В последние десятилетия приборы с зарядовой связью (ПЗС) по технологическим и экономическим соображениям доминировали на рынке приемников изображения. Однако в настоящее время на этом рынке происходят существенные изменения в связи с активным развитием КМОП (от английского Complementary Metal-Oxide Semiconductor) приемников изображения.

19.03.02. Существует критический возраст для изучения всех языков, включая язык знаков

Ученые-неврологи исследовали деятельность мозга у людей, обучившихся общению при помощи американского языка знаков (ASL) в разные периоды жизни. Было найдено первое свидетельство того, что существует критический период для приобретения кинетической речи, также как это имеет место применительно к разговорным языкам.

17.03.02. Будут ли сокращены расходы на науку?

В связи с принятием постановления правительства РФ N 137 от 28 февраля 2002 года у бюджетополучателей, в частности, у научных работников, появился вопрос - неужели опять секвестр? Попробуем разобраться, что происходит на самом деле.

15.03.02. Подавление мягкого тормозного излучения при нуклон-нуклонных столкновениях.

В пятидесятых годах прошлого века при исследовании взаимодействия ультрарелятивистских электронов с веществом было показано, что в результате многократности процессов рассеяния электрона на атомных ядрах происходит падение интенсивности мягкого тормозного излучения. Недавние эксперименты продемонстрировали, что подобный эффект имеет место и при рассеянии протонов на ядрах.

12.03.02. В поиске новых высокотемпературных сверхпроводников.

Открытие нового сверхпроводника MgB2 в начале прошлого года вызвало очередной всплеск интереса к сверхпроводимости и побудило ученых усилить поиски новых сверхпроводников. Американские теоретики предсказывают, что дырочное легирование борокарбида лития LiBC позволит получить сверхпроводник с критической температурой порядка 100 К.

11.03.02. Открыта галактика с рекордным красным смещением 6.56.

Наблюдения на крупнейших телескопах Кек-II (диаметр 10 м) и Субару (8.3 м) позволили обнаружить объект с красным смещением z=6.56, позади скопления Abell 370. Этот объект надежно отождествлен с галактикой. Таким образом, впервые найдена галактика с красным смещением z>6.

10.03.02. Атомная литография с голографической оптической маской.

Одно из активно развивающихся прикладных направлений атомной оптики - атомная литография. Недавно немецкие ученые провели эксперименты по получению структур с субмикронным размером с использованием атомного пучка и голографической оптической маски.

07.03.02. Уязвимость женщин по отношению к наркотикам связана с эстрогеном

Эстроген, возможно, делает мозг более уязвимым к пагубным привычкам, с сохранением последующей подверженности этой усиленной восприимчивости, даже в отсутствии гормона, согласно исследованиям в Университете Мичигана (U-M).

06.03.02. Наука - вооруженным силам.

Последние десятилетия обогатили арсенал армий мира не только крылатыми ракетами и управляемыми снарядами, непрестанно совершенствуется также вооружение и экипировка солдат. Любой спецназ (и не только) нуждается в приборах ночного видения. Недавно американские и шведские ученые предложили новый класс материалов с отрицательным сродством к электрону (моносульфиды редкоземельных элементов), которые можно будет использовать, в частности, для изготовления приборов ночного видения.

05.03.02 Первые данные "Марсианской Одиссеи" - грунтовый лед

Аппарат NASA "Одиссей", запущенный в апреле прошлого года, прилетел к Марсу в октябре, затем выходил на конечную орбиту с помощью аэроторможения и, наконец, стал выдавать научные результаты. Главный результат на настоящий момент - обнаружение значительного количества воды (льда) в верхних слоях грунта на высоких широтах южного полушария Марса.

04.03.02. На пути к квантовым нейрокомпьютерам

Два активно развивающихся в последнее время направления - квантовые компьютеры и нейрокомпьютеры. Можно ли их совместить и создать квантовые нейронные сети? Над подходами к данной проблеме уже работают несколько групп ученых, в том числе и российских. В частности, ученые из Троицка придумали квантовый нейрон и квантовый нейронный вентиль.

02.03.02. Индекс цитируемости российских ученых и институтов

В последние 10 - 15 лет для оценки результатов научной деятельности широко используется индекс цитируемости, т.е. количество ссылок в научной литературе на данную статью, на работы данного автора, на работы сотрудников данного института и т.п. Как и любая оценка, индекс цитируемости имеет ряд крупных недостатков (зависимость от обстоятельств, не имеющих отношения к уровню научной работы) и несомненных достоинств (прежде всего - беспристрастность и относительная простота оценки). Самая широкая база данных по индексу цитируемости создана американским Институтом Научной Информации (ISI). Команда Scientific.ru обработала данные ISI для большого числа (> 4000) российских ученых и сформировала пороговые списки по индексу цитируемости: авторы с общим числом цитирований больше 1000 и авторы с числом цитирований работ, опубликованных за последние 7 лет, более 100. Эти списки охватывают далеко не всю российскую науку, но по крайней мере значительную часть ее физико-математических направлений и уже дают приблизительную общую картину.