Новости науки. Архив. Март 2004.
29.03.04. Сверхтонкие полупроводниковые пленки с высокой подвижностью носителей.

Технология осаждения и получения полупроводниковых плёнок с заданными свойствами, и в особенности сверхтонких пленок, актуальна для современной полупроводниковой электроники. Важное направление исследований здесь - поиск тонкоплёночных полупроводников, которые имели бы высокую подвижность носителей тока и несложно осаждались из раствора. На этом пути окажется возможным наладить дешевое производство эластичных и гибких переносных компьютеров, дисплеев большой площади с высоким разрешением, электронных газет др.

27.03.04. "Разделяй и властвуй" - как это выглядит у физиков?

Атомные Бозе-конденсаты - один из самых хрупких и капризных объектов, созданных человеком, и обращение с ними сродни "подковыванию блохи". Недавно американские ученые реализовали элегантный способ разделения Бозе-конденсата на части с помощью всего одного лазера.

24.03.04. "Астрономическая научная картинка дня" - Обзор неба по данным СИГМА

Российский спутник ГРАНАТ был запущен в конце 1989 года и проработал на орбите около 8 лет. На спутнике было установлено несколько приборов. В том числе и СИГМА. Это советско-французский телескоп с кодирующей маской, позволяющий получать изображения с угловых разрешением в четверть градуса в очень жестком рентгеновском диапазоне (от 35 до 1300 кэВ).

20.03.04. Новости из центра Млечного Пути.

Центральные области нашей Галактики приносят все новые захватывающие сведения о свойствах сверхмассивной черной дыры в источнике Стрелец-А*.

19.03.04. "Астрономическая научная картинка дня" - Интересный двойной радиопульсар

Получен один из первых результатов работы нового инструмента GMRT (Giant Metrewave Radio Telescope): открыт двойной миллисекундный радиопульсар в шаровом скоплении NGC 1851. Это первый открытый пульсар в этом "звездном доме". Вообще известно уже довольно много двойных миллисекундных пульсаров в шаровых скоплениях, но этот выделяется.

17.03.04. "Астрономическая научная картинка дня" - Популяции рентгеновских источников в плоскости Галактики

Спутник ХММ-Ньютон - одна из двух крупнейших современных космических рентгеновских обсерваторий. Одна из его задач - построение каталога источников в плоскости Галактики вплоть до очень малых потоков.

16.03.04. Обзор astro-ph (выпуск N72) за 01 - 15 марта 2004 года: избранные статьи.

Обзор С.Попова и М.Прохорова: статьи из архива е-принтов астрофизика, astro-ph.

16.03.04. Подвергнута сомнению ударная гипотеза вымирания динозавров

Дискуссия о том, почему погибли динозавры, все еще продолжается...

14.03.04. Квантовые точки для квантовых вычислений и квантовой криптографии.

Твердотельные источники одиночных фотонов доказывают свою пригодность для потенциальных применений - ученые из Стэнфордского университета продемонстрировали квантовую телепортацию для фотонных состояний, приготовленных на основе одиночных фотонов, испущенных отдельной квантовой точкой.

12.03.04. КЛЕТОЧНОЕ ОРУЖИЕ МАССОВОГО МУТИРОВАНИЯ В БОРЬБЕ С ВИРУСОМ СПИДа.

В 2002 г. группой ученых из Медицинского университета Пенсильвании был идентифицирован клеточный белок - ингибитор активность вируса спида. Этот белок получил название APOBEC3G. О современном состоянии исследований этого важного белка, участвующего в химических модификациях РНК и ДНК, читайте в статье Сергея Харитончика в журнале.

08.03.04. "Нанобиты" под микроскопом.

Эксперименты немецких ученых показали, что более удобно использовать в качестве "магнитных битов" компактные наноостровки, а не островки вытянутой форумы.

07.03.04. Сколько пальцев положено иметь?

Недавно китайские ученые нашли останки вымершего позвоночного-амниота с большим количеством (более 5) пальцев на конечностях. Примечателен возраст находки - "всего" 242 миллиона лет. Интересно и то, что по всей видимости, дополнительные пальцы у этого позвоночного появились в ходе эволюции вторично.

05.03.04. Вирусы смогут плодотворно работать в электронике.

Человечество обычно вынуждено бороться с вирусами - ведь обычно вирусы причиняют людям разнообразные неприятности. Даже самозваные компьютерные родственники "обыкновенных" биологических вирусов активно развиваются в сторону увеличения разрушительной способности. Но, похоже, при соответствующем подходе и вирусы могут оказаться полезными. Например, в электронике.

04.03.04. Био-нано системы будущего.

Израильский ученый предлагает элегантный способ управления биологическими системами с помощью воздействия на находящиеся с ними в контакте наноструктуры, реагирующие на инфракрасное излучение.

03.03.04. Экстрасолнечные планеты - стенограмма

Стенограмма научно-популярной передачи телевидения Троицка, посвященной планетам за пределами Солнечной системы: истории открытия, методам обнаружения, предлагаемым проектам поиска планет земного типа... Ведущий и рассказчик - Б.Штерн

02.03.04. Сахарный диабет и заболевания печени

Установлено, что длительно протекающий сахарный диабет вдвое увеличивает частоту возникновения хронических заболеваний печени и её опухолей.

01.03.04. Обзор astro-ph (выпуск N71) за 23 - 29 февраля 2004 года: избранные статьи.

Обзор С.Попова и М.Прохорова: статьи из архива е-принтов астрофизика, astro-ph.