10.04.01 Что есть Планета?

Журнал "Science" организовал на своем сайте любопытный диспут от том "Что такое Планета?". Точнее, как определить понятие "планета" - что включать в него, что нет. Тема стала актуальной в связи с открытием объектов с массой, промежуточной между звездами и планетами как в планетных системах, так и в свободном полете в пространстве. Ниже приводим краткие выдержки из этого диспута.

Dr Jack Lissauer: Звезды - это тела в которых идет термоядерное горение водорода. Это выше 8% массы Солнца. Ниже - бурые карлики, в которых водород гореть не может, но дейтерий - может. Наконец, ниже 13 масс Юпитера не может гореть и дейтерий. Эти тела и следует называть планетами.Классификация, основанная на происхождении тел часто неоднозначна, к тому же происхождение зачастую трудно установить.

Dr Brian G. Marsden Похоже, древний термин "планета" обречен. Мы говорим "земная планета", "планета-гигант", "свободно летающая планета" - термин трудно использовать без уточняющей добавки. Это очевидно, когда речь идет о малых телах. Церера вначале была классифицирована как восьмая планета, но после открытия других ей подобных, переименована в "малую планету". Среди десятков трансплутоновых объектов, найденный в последние годы уже есть один N 20000 размером с Цереру. Растет список "Плутино", подобных N 20000. Многие полагают, что открытие трасплутонового объекта размером с Плутон - вопрос времени. Тогда Плутон даже не будет первым в этом списке.

Prof. Gibor Basri: Противоречия в определении пнятия "планета" возникают из конфликта между тремя аспектами: (i) физические характеристики объекта; (ii)"обстоятельства", т.е. местонахождение и окружение объекта; (iii) происхождение объекта. Первая граница - все-таки разделение на "горящие" и "не горящие" объекты - 13 масс Юпитера. Что делать со свободно летающими не горящими оъектами? Вспомним, что понятие кроме того широко используется в культуре, именно как объект, вращающийся вокруг звезды. Определение, сочетающее физический и культурный аспекты: планета - не горящий объект, рожденный на орбите вокруг горящего.

Dr Dave Stevenson : - Это не важный вопрос. Давайте изучать все разнообразие объектов безотносительно к тому, назовем ли мы объект планетой.

Dr. Ben R. Oppenheimer: Это Важный вопрос. Вся астрономия базируется на классах объектов и разграничениях между ними.

Chris Tinney: Что не является планетой. В районах звездообразования рождаются объекты самых разных масс от 100 солнечных, до 13 масс Юпитера и ниже. Весь спектр имеет один механизм образования - должны ли мы относить их к разным классам? То, чего мы точно не должны делать, так это припысывать последним (M < 13 Mj) наиболее сексапильное название, планета, чтобы повысить статус статей и заявок на гранты. Ведь это название, применяемое к свободно летающим объектам, рожденным в областях звездообразования, запутает и только разозлит публику. Короче, мы не должны называть их планетами.

Michael F. A'Hearn: Классификация проясняет картину. Поэтому, вопрос о классификации Плутона должен быть решен. Ясно, что Плутон не является планетой типа Юпитера, скорее это планета типа многочисленных "Плутино", которые крутятся в резонансе 3:2 с Нептуном. Таким образом, Плутон должен быть классифицирован как крупнейший Плутино.

George Wetheril: Не стоит разжаловать Плутон из планет. Можно называть его крупнейшим Плутино в статьях, где это характеристика работает. Но есть исторически сложившаяся граница между планетами и "Малыми планетами". Она условна и почему бы не оставить ее там, где она есть.

T.T.E., студент: Если свободно летающие тела трудно отнести к планетам или к чему-то еще, имеет смысл ввести для них новое название. Например, "планетары".

Nick Woolf: Поскольку споры продолжают бушевать, до того как появится консенсус, я предлагаю называть спорные обекты вне планетных систем "Planetary Mass Objects", PMO. Я тоже отвергаю порог возгорания дейтерия как границу класса планет - вряд ли этот порог играет существенную роль в образовании и эволюции этих объектов.

Диспут продолжается здесь.