Новости науки |
09.01.16. Дизельные выхлопные газы и аллергия |
Установлено, что выхлопные газы дизельных двигателей способствуют появлению
и стимулируют формирование аллергического воспаления в системе дыхания
человека.
Хорошо известно, что все двигатели внутреннего сгорания выделяют в атмосферу
большое количество выхлопных газов, в составе которых присутствуют: оксид и
диоксид углерода, углеводороды, альдегиды, оксиды азота, большое количество
иных токсичных веществ, в том числе, канцерогенов (3,4-бензпирен, бензантрацен
и др.). Все эти вещества опасны для здоровья человека, поскольку при регулярном
попадании с вдыхаемым воздухом, они существенно повышают вероятность
возникновения различных заболеваний системы дыхания, ухудшают работу сердца,
изменяют состояние стенки сосудов, отрицательно влияют на деятельность
головного мозга, способствуют появлению новообразований, в том числе,
злокачественных.
Особую опасность таят в себе выхлопные газы в отношении людей, страдающих
патологией бронхов и лёгких, в механизме развития которых присутствует
аллергический компонент. Прежде всего, это касается хронических обструктивных
процессов, хронического бронхита и бронхиальной астмы. Одним их характерных
симптомов этих заболеваний является периодическое возникновение приступов
удушья (одышки экспираторного или смешанного типа), провоцирующих целый ряд
метаболических и функциональных нарушений [1]. Например, у таких больных
прослеживаются: существенное снижение насыщения крови кислородом, усиленное
накопление двуокиси углерода в тканях, изменение кислотно-щелочных параметров
крови, гипоксия всех органов и тканей организма.
Указанные выше приступы, как правило, провоцируются некоторыми видами
микроорганизмов, веществами-аллергенами растительного и животного
происхождения, а также иными патогенными факторами, содержащимися во вдыхаемом
воздухе [2]. К ним, в частности, относятся продукты сгорания топлива в
работающих дизельных двигателях автотранспорта, тепловозов железных дорог,
тракторов, электрогенераторов и т.д. Известно, что именно эти двигатели
являются основным источником загрязнения атмосферного воздуха твёрдыми
частицами диаметром менее 2,5 мкм, способными глубоко проникать в ткань лёгких
и провоцировать ухудшение функции системы дыхания, особенно у больных
бронхиальной астмой. Недавно было выявлено, что в мире ежегодно около 3%
случаев нетрудоспособности связаны с загрязнением воздуха такими частицами.
Однако детального изучения последствий иммунных реакций, связанных с
аллергизирующим действием этих частиц, до настоящего времени не осуществлялось.
Группой учёных из Канады, Швеции и США под руководством Chris Carlsten [3]
было проведено сложное клиническое исследование, направленное на определение
степени патогенного воздействия содержащихся в выхлопных газах дизельных
двигателей твёрдых частиц на систему дыхания и иммунные механизмы человека.
Для этого были привлечены добровольцы, предрасположенные к развитию аллергии,
которые по специально разработанной методике контактировали с компонентами
дизельного выхлопа. Через 2 дня после этого им проводился бронхоскопический
лаваж, позволяющий изучать активность аллергического воспаления и сопутствующих
ему изменений в стенках нижних дыхательных путей (накопление эозинофилов,
продукция специфических цитокинов и т.д.).
В результате проведенного исследования было установлено, что выхлопные газы
дизельных двигателей обладают повышенным аллергизирующим потенциалом, поскольку
ощутимо повышают содержание эозинофильных гранулоцитов в дыхательных путях
человека, а также увеличивают концентрацию интерлейкина-5, иммуноглобулина Е,
эозинофильных катионных белков и других медиаторов аллергии. Нашёл также своё
подтверждение тот факт, что твёрдые частицы выхлопных газов стимулируют
неаллергические воспалительные изменения в стенке бронхов и бронхиол с
характерными биохимическими и структурно-функциональными нарушениями.
Таким образом, доказано, что вдыхание выхлопных газов дизельных двигателей
значительно повышает вероятность возникновения аллергической патологии
системы дыхания. Это следует учитывать, прежде всего, пациентам,
предрасположенным к различным формам аллергии, и максимально ограничивать их
контакт с выхлопами двигателей во избежание развития бронхиальной астмы,
обструктивного бронхита и иных серьёзных заболеваний.
[1] N. Engl. J. Med. 372; 1987-1995 (2015)
|
|