Scientific.ru
Новости науки
17.04.13. Рак молочной железы и циркулирующая ДНК

Установлено, что содержащиеся в плазме крови молекулы опухолевой ДНК можно использовать в качестве чувствительного индикатора развития метастазов рака молочной железы.

Злокачественные опухоли молочной железы достаточно широко распространены среди женщин любого возраста (кстати, иногда, они появляются и у мужчин). Смертность от этих новообразований продолжает оставаться высокой, несмотря на достижения современной онкологии [1]. К огромному сожалению, данный вид рака сопровождается быстрым появлением метастазов, то есть вторичных опухолей в лимфатических узлах и иных тканях организма. Их образуют отсоединившиеся от основной опухоли атипические клетки, которые разносятся кровью и лимфой и, фиксируясь в тканях, начинают бесконтрольно размножаться, формируя новую опухоль. Метастазы, как правило, растут значительно быстрее, чем первичное новообразование; кроме поражения определённых тканей, они выделяют в кровь много токсичных веществ (онкотоксинов), что приводит к сильному истощению больного организма (кахексии). Во избежание грозных последствий болезни необходимо своевременно выявлять и проводить радикальное хирургическое лечение опухолей молочной железы. Если же не удалось предупредить метастазирование, больным нужно регулярно проводить химиотерапию и лечение иными противоопухолевыми методами для торможения роста опухолевых элементов [2,3].

Во время проведения терапевтических мероприятий важно правильно оценить их эффективность и снизить тяжесть нежелательных побочных эффектов (как известно, любая химиотерапия сопровождается подобными явлениями). Как правило, основным в этом плане является рентгенологическое обследование. Однако данный вид мониторинга не всегда позволяет объективно оценить изменение массы новообразования, динамику опухолевого процесса, и спрогнозировать его последствия. Поэтому требуются более точные диагностические тесты для детального изучения результатов лечения.

В онкологической практике часто проводится определение в крови величины одного из важных маркеров опухолей молочной железы - ракового антигена СА 15-3. Однако его чувствительность не превышает 60-70%, что является достаточно низким показателем в диагностической работе со столь грозным заболеванием. Поэтому нередко приходится этот тест дополнять более сложным исследованием - определением количества циркулирующих в крови опухолевых клеток. Считается, что у пациенток с метастатическим раком молочной железы не должно быть более 1 опухолевой клетки в 7,5 мл крови. Повышение данного параметра до 5 и более клеток обычно сочетается с крайне неблагоприятным прогнозом.

Известно, что плазма крови (то есть, её жидкая часть, освобождённая от клеток - эритроцитов и лейкоцитов) всегда содержит молекулы, так называемой, циркулирующей ДНК. У здорового человека структура этих молекул полностью совпадает с нормальной ДНК клеток организма. При возникновении опухолевого процесса, в крови появляются характерные для данного новообразования фрагменты ДНК.

Группой учёных из Великобритании и Австралии под руководством Sarah-Jane Dawson [4] проведено сложное исследование, целью которого было сравнение различных методов мониторинга метастатического рака молочной железы: рентгенологического обследования, определения опухолевого антигена СА 15-3, циркулирующих в крови раковых клеток и молекул ДНК. Всего было обследовано 52 женщины, страдающие злокачественными новообразованиями молочной железы с метастазами.

В результате проведенного исследования было установлено, что циркулирующая опухолевая ДНК присутствует в плазме крови 97% больных женщин, что значительно превышает показатели иных опухолевых маркеров. В частности, СА 15-3 был обнаружен лишь у 78%, а циркулирующие опухолевые клетки - у 87% обследованных женщин. Одновременно была выявлена строгая корреляция между уровнем циркулирующей в крови раковой ДНК и изменением массы новообразования в молочной железе.

Таким образом, доказано, что концентрация циркулирующей в крови опухолевой ДНК является новым высокоинформативным маркером метастатического рака молочной железы, позволяющим оценить эффективность проводимой терапии, спрогнозировать его результаты и избежать нежелательных последствий лечения.

[1] J. Clin. Invest. 117: (11) 3155–3163 (2007)

[2] N. Engl. J. Med. 357; 1547-1549 (2007)

[3] N. Engl. J. Med. 362; 513-520 (2010)

[3] J. Clin. Invest. 121: (1) 113–119 (2011)

[4] N. Engl. J. Med. 368; 1199-1209 (2013)

С.Холин

Обсудить на форуме


На главную страницу