24.02.12. Шестипалые слоны.

Под кожистыми покровами слона обнаружена загадочная анатомическая структура.

Триста лет назад один хирург заявил, что у слонов шесть пальцев, а не пять, как у большинства животных, и это привело к горячей дискуссии среди биологов о том, возможно ли такое. Современные анатомы смеются над этой идеей, считая, что за палец тогда приняли крупный кусок хряща. Недавно проведенное исследование показала, что такой "кусок хряща" на самом деле превращается в кость. Это на настоящий палец, это что-то типа псевдопальца у панды. Так или иначе, он помогает устойчивости этого могучего животного.

"Эта уникальная структура у слонов должна рассматриваться, несомненно, как очень важное нововведение!" -- говорит Матью Викариус, морфолог позвоночных из Университета Гельф, Канада, -- "слоновья нога довольно сложно устроена, как это ни странно!"
  elefant.jpg

Псевдопальцы у гигантской панды – довольно известный пример эволюционных нововведений. Реальный большой палец у панды похож на остальные пальцы, пять пальцев формируют ладонь в унисон, а им противостоит псевдопалец, который помогает панде удерживать стебли бамбука. На самом деле это не палец, а костяная структура, окруженная сухожилиями.

Джон Хатчинсон, специалист по эволюционной биомеханике, из Королевского Ветеринарного Колледжа, Великобритания, задумал проверить, а не может ли быть что-то похожее в случае с "шестым пальцем" у слонов. Будучи экспертом по биомеханике слонов, он в течение 4х лет собирал их хранил ноги от умерших в зоопарках слонов, возрастом от новорожденных до пятидесятилетних. Для изучения конечностей он применил компьютерную томографию с использованием рентгеновских лучей, такой метод позволяет получить представление о внутреннем строении конечности. Ученый заметил, что в ходе взросления слонов хрящевая структура превращалась в более плотную, как будто это была кость.

Такая структура может быть до 15 сантиметров в длину и 6 сантиметров в ширину, и она действительно похожа на палец. Такой псевдопалец включен в жировое тело. Хотя пальцы слона не видно снаружи, они ориентированы вертикально, так что животное фактические ходит на кончиках пальцев. На первый взгляд, псевдопалец слишком высоко расположен в ноге слона, чтобы играть серьезную роль в поддержке слона. Однако, подвергая ноги слонов механическим нагрузкам с помощью специального устройства, Хатчинсон и его коллеги показали, что псевдопалец тоже играют важную роль при передвижениях слона.

"Псевдопалец менять свое положение и контактирует с поверхностью," -- поясняет Элизабет Брейнерд, морфолог из Брауновского Университета, США. Чтобы разобраться в эволюции псевдопальца, Хатчинсон и его коллеги изучили окаменелости тапироподобных животных – предков слонов. Они не обнаружили ничего подобного у предков слонов, которые жили на нашей планете 50 миллионов лет назад. Однако, в окаменелостях предков слонов 40-миллионолетней давности и более современных такая структура появляется. В ходе эволюционного процесса предки слонов все больше переходили к наземному образу жизни и становились крупнее.

Хотя в ходе генетических мутаций иногда и появляются дополнительные пальцы, в данном случае возник псевдопалец, а не настоящий. Сейчас ученые думают о том, чтобы более внимательно исследовать останки конечностей других крупных наземных животных, например, динозавров, -- может, у них были подобные структуры?

"Многие ученые думают, что анатомия давно уже устарела и ее великие достижения в прошлом. Но это не так!" -- напоминает нам Марсело Санчес, морфолог-эволюционист из Университета Цюриха, Швейцария, -- "Ведь даже такие хорошо изученные животные как слоны могут быть объектами для изумительных открытий, которые помогают нам лучше понимать эволюцию!"

Источник новости: http://news.sciencemag.org/sciencenow/2011/12/elephants-have-a-sixth-toe.html?ref=hp