Новости науки | ||
08.02.12. «Инопланетные языки» помогают понять как устроен наш язык | ||
«Инопланетные языки» помогают понять как устроен наш язык.
Для инопланетян ситуация с человеческими языками на нашей планете покажется бессмысленной.
На Земле есть тысячи языков, многие из которых звучат совершенно непонятно
для большинства людей, в каждом из них тысячи уникальных слов. Создавая
«инопланетные» языки и обучая этим языкам добровольцев, ученые пытаются понять
базовые признаки языков и принципы, по которым языки могут эволюционировать.
Слова не обязательно похожи на объекты, которые они обозначают. Например, слово
«микроорганизм» длинное, а обозначаемое словом существо мало. Зато кит огромен,
а слово «кит» маленькое. Несмотря на это, многие языки имеют то, что Падриак Монаган
из Университета Ланкастер, Великобритания, называет «гнезда систематизации».
Например, многие английские слова, которые начинаются с сочетания букв "sn" имеют
тенденцию означать что-то, связанное с носом: sneeze (чихать), snort (фыркать),
snot (сморкаться).
Во многих языках слова с гласными заднего ряда, как "o" или "ah,"
имеют тенденцию к обозначению чего-то большого, тогда как "ee,"
часто встречается в словах, обозначающих что-то маленькое.
Не очень понятно, что представляют из себя эти «гнезда систематизации»,
насколько они фундаментальны и не являются ли случайным совпадением?
Монаган предположил, что такие «гнезда» реально существуют и важны для освоения
языка человеком. Чтобы понять, так ли это, он и его научная группа разработали
компьютерный алгоритм для создания «инопланетных языков», которым они потом
обучали добровольцев, одновременно называя им слова и показывая картинки.
Некоторые из этих языков были очень структурированы по соотношению слова и
обозначаемого предмета, – например, большие предметы в них названы длинными
словами. В других языках царила полная случайность в соотношении предмет-слово.
Добровольцам нелегко давались оба типа языков – как структурированные по
соотношению предмет-слово, так и неструктурированные. Затем ученые изменили
звучание слов, сделав язык полуструктурированным/полуслучайным, например,
большие предметы в таких языках описывались короткими словами, но с длинными
гласными. Добровольцам такие языки давались легче, и Монаган полагает, что
это неспроста. Он считает, что языки должны быть в значительной степени случайными,
потому что, если бы все слова, обозначающие похожие объекты, звучали похоже,
то мы бы с большой степенью вероятности путали эти слова.
Когда исследователи проанализировали список из 5000 наиболее распространенных
существительных и глаголов в английском и французском языках, то они обнаружили,
что, в целом, в большинстве слов присутствует обычно как систематический,
так и случайный звук.
Лингвист Саймон Кирби из Университета Эдинбурга, Великобритания, который тоже
использует порождаемые компьютером языки для изучения человеческой обучаемости,
не удивлен такими результатами. «Это как раз и типично для языка, в отличие от
других систем коммуникации, что Вы можете его понимать, поскольку он состоит
из заменяемых частей!» -- комментирует он. Он считает, что наш мозг способен к
категоризации таких частей.
Кирби сам проводит похожие исследования: ученый давал добровольцам список из
совершенно случайным образом подобранных слогов и предлагал его запомнить.
Поскольку слоги были подобраны совершенно случайно, люди запоминали их с огромным
трудом. Затем он анализировал ответы добровольцев и включал новые слова с
замеченными им закономерностями, модифицируя список слогов. Такой «язык» давался
другой группе добровольцев уже легче. Как считает Кирби, человеческий мозг
способен к категоризации предметов и делает это путем превращения совершенно
случайного языка в более систематизированный.
Кирби и Монаган видят в этом доводы в пользу того, что обучаемость похожа на
процесс естественного отбора. «Вы совершаете ошибки, но эти ошибки не случайны,»
-- считает Кирби, -- « они ведут к небольшим изменениям в языке и делает его более
доступным для обучения.»
Источник новости:
http://news.sciencemag.org/sciencenow/2011/09/calculating-the-language-of-babe.html?ref=hp
| ||
|