Новости науки
Scientific.ru
Новости науки
04.05.2010. Особенности синдрома хронической усталости в детском возрасте.

Предложена новая методика выявления синдрома хронической усталости у детей и подростков.

Любому здоровому человеку хорошо знакомо чувство усталости и состояние утомляемости. Особенно часто они посещает людей после интенсивных физических упражнений, занятий спортом, сильных умственных нагрузок (в частности, при подготовке к экзаменам), после алкогольной или иной интоксикации. Однако, как правило, после относительно непродолжительного отдыха усталость покидает человека, а работоспособность полностью восстанавливается.

У некоторых пациентов врачи наблюдают необычные формы утомления, которые объединяются в понятие "синдрома хронической усталости" [1]. Первые попытки охарактеризовать его были сделаны почти 200 лет назад, когда медики стали обращать внимание на развитие специфических комплексов симптомов у ряда больных, которые, несмотря на лечение, не исчезают на протяжении длительного времени. Наиболее активное изучение данного заболевания началось в 80-е годы ХХ столетия.

Для синдрома хронической усталости характерны такие проявления: постоянное чувство сильного утомления и общей слабости, сонливость, забывчивость, неспособность сосредоточиться, раздражительность, мигренеподобная головная боль, мигрирующие боли в мышцах (миалгии), болезненность в области суставов без видимых изменений в них (артралгии), боли в носоглотке с признаками воспаления и простуды (хронический тонзиллит и фарингит), болезненность в области шейных и других лимфоузлов, повышение температуры тела (до 37,3-37,8°С), изменение некоторых показателей крови, значительное снижение физической и умственной работоспособности. Обычно первые признаки синдрома хронической усталости возникают после вирусных инфекций, таких как грипп, аденовирусы, ангина и т.п. Иногда наблюдается снижение массы тела пациента. При этом у больных отсутствуют эндокринные, инфекционные и психические заболевания. В отличие от обычных простудных состояний, которые проходят через 1-3 недели, при синдроме хронической усталости симптомы могут сохраняться на протяжении многих месяцев, что значительно ухудшает диагностику и не позволяет эффективно восстановить работоспособность пациента.

Педиатры утверждают, что выявлять данное заболевание у детей и подростков достаточно трудно. Это связано с особенностями их физиологии и необходимости составления уникальных комплексов диагностических тестов у школьников для объективного подтверждения наличия болезни. Дело в том, что в молодом возрасте она характеризуется значительной неоднородностью клинической картины, то есть преобладанием определённых симптомов у разных групп детей. Поэтому для полноценной постановки диагноза синдрома хронической усталости у школьников нельзя доверять простой статистической обработке полученных при обследовании данных; на это указывают многочисленные научные исследования.

Группой учёных из Великобритании под руководством Margaret May было проведено обширное исследование [2], охватившее более 400000 школьников моложе 19 лет в Англии в 2005-2008 гг. При этом выполнялся детальный анализ вариантов (фенотипов) синдрома хронической усталости с превалированием определённых симптомов: 1) мускулоскелетный фенотип (преобладают боли в мышцах и усталость), 2) фарингеальный фенотип (на первый план выходят боли в горле и воспалительные явления в нём), 3) мигреневый фенотип (преобладают сильные головные боли).

Учёные выявили синдром хронической усталости у 333 школьников, причём средний возраст заболевших составляет 14,9 лет с преимущественным поражением женского пола (69,4%). Кроме этого, исследования показали, что мускулоскелетный вариант характеризуется связью болей в мышцах с общей усталостью. Фарингеальный фенотип показал наибольшую взаимосвязь болей в горле и утомляемости, но он незначительно ассоциирован со снижением физической активности организма; интересно также, что этот фенотип чаще других встречается у особ женского пола. Мигреневая форма обязательно связана со снижением общей физической активности по сравнению с другими фенотипами; не удивительно, что именно данный вариант болезни обуславливает частые и длительные пропуски школьных занятий. Ещё один важный факт установлен учёными: все фенотипы синдрома хронической усталости не связаны с возрастом детей и длительностью данной болезни.

Таким образом, детально охарактеризованы фенотипы (варианты) синдрома хронической усталости у детей и подростков и разработаны новые подходы к его диагностике, позволяющие не только быстро и эффективно выявлять данное заболевание, но и своевременно начинать полноценное лечение.

[1] J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. 74: 1361-1362 (2003)

[2] Arch. Dis. Child. 95 : 245-249 (2010)

С.Холин

Обсудить на форуме


На главную страницу