Статьи и очерки |
ФЦП "Кадры" - от плохого к худшему |
Статья опубликована в 52-ом номере газеты
"Троицкий вариант"
от 27 апреля 2010 г.
В 2010 г. продолжает действовать Федеральная целевая программа "Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России", рассчитанная на 2009 - 2013 гг., основными задачами
которой были заявлены "создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-
педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; создание системы
стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий… а также
закрепления ее в этой сфере; создание системы механизмов обновления научных и научно-
педагогических кадров". Эти благие цели мешает реализовать не столько кризис, приведший к
уменьшению бюджета программы, сколько неприспособленное к финансированию науки
законодательство (в первую очередь - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") и
качество работы чиновников.
Первый год работы программы нельзя было признать удачным (см. статью "ФЦП "Кадры" - гладко
было на бумаге" в № 40 "Троицкого варианта" от 27 октября 2009 г.), однако, это были лишь цветочки.
Если в прошлом году по основным мероприятиям Программы в конкурсной документации было
прописано три критерия оценки заявок - качество работ и квалификация участника конкурса (45 % от
общей оценки заявки), цена контракта (35 % от общей оценки заявки) и срок выполнения работ (20 % от
общей оценки заявки), то в этом году остались только два первых критерия. Соответственно (иное
противоречило бы Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ), основным критерием оценки заявок
стала предлагаемая заявителем цена контракта (55 %). Сразу можно было предсказать, что это ни к чему
хорошему не приведет. Так и получилось.
Конкурсы научно-образовательных центров: по закону и по уму
Мероприятие 1.1. ФЦП "Кадры" ("Проведение научных исследований коллективами научно-
образовательных центров") с финансовой точки зрения является наиболее масштабным из всех
мероприятий Программы по поддержке научных коллективов. В конце 2009 г. заместитель руководителя
Роснауки Александр Клименко так отзывался о его роли в интервью журналу "Наша власть" :
"Не умаляя важности других мероприятий, подчеркну: именно поддержка НОЦ является ключевым
мероприятием Программы. Именно через НОЦ должны решаться такие определяющие задачи как
достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований;
закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров; формирование
эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и
студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений." Ныне
ликвидированная Роснаука приводила данные о итогах конкурсов: общее число заключенных контрактов,
средний конкурс, распределение победителей по ведомственной принадлежности и федеральным округам
и т.д. Однако не были приведены данные, свидетельствующие о том, насколько вредны последствия
действия негодных для финансирования науки законов.
Данные о поступивших заявках и победителям конкурсов опубликованы на сайте ФЦП "Кадры" . В прошлом году я проводил анализ
результатов "основного тура" (I-VI очереди) конкурсов НОЦ. В протоколах заседаний конкурсных
комиссий Роснауки, определявших победителей конкурсов, приведены общий балл, набранный заявкой, а
также баллы за цену контракта (чем ниже цена - тем выше балл) и за "качество работ и квалификация
участника", т.е. по содержательному критерию. Общий балл является суммой этих баллов, и именно на
его основании принимается решение о выборе победителей по лоту. А что бы случилось, если бы не
нужно было учитывать цену? Ответить на этот вопрос просто: нужно не принимать в рассмотрение цену
(и другие критерии, если они есть), а проранжировать заявки только на основании балла, полученного за
качество работ и квалификацию участника. Оказывается, что в этом случае в группе победителей
происходят значительные изменения: по всем проведенным конкурсам для НОЦ следовало бы заменить
примерно 34 % победителей, выигравших за счет ненаучных критериев, - заменить на тех, кто набрал
более высокий балл по содержательному критерию. По некоторым конкурсам даже заявки с наивысшей
оценкой по содержательной части не попадали в число победителей.
С возрастанием роли цены ситуация, естественно, ухудшилась. 16 апреля были опубликованы
результаты итогов последней (VIII) очереди "основного тура" конкурсов НОЦ 2010 г. Ранжирование
заявок только по критерию "качеству работ и квалификация участника" показывает, что в этом году -
если ориентироваться только на научную состоятельность - следовало бы заменить почти половину
победителей (47 %). Но мало того, что отбор победителей происходит наполовину случайным образом
(кому-то помогает сильный уровень заявки, а кого-то "вытягивает" низкая цена), так, вдобавок,
работоспособные научные коллективы вынуждены конкурировать по цене контракта с демпингующими
коллективами, не обладающими должной научной квалификацией. Как результат, по сравнению с
прошлым годом резко снизился средний размер финансирования исследований в рамках контрактов: если
в прошлом году на один контракт, выигранный в рамках основного тура конкурса НОЦ, в среднем
приходилось примерно 12.4 млн. руб. (4.1 млн. руб. в год), то в этом году - примерно 8.7 млн. руб. (2.9
млн. руб. в год). Максимальная сумма финансирования по трехлетнему контракту для НОЦ,
установленная несколько лет назад при разработке ФЦП "Кадры", напомню, составляет 15 млн. руб. С
учетом того, что коллектив НОЦ, включая аспирантов и студентов, часто насчитывает несколько
десятков человек, финансирование НОЦ превращается в чистой воды финансирование "поддержания
штанов".
Ловкость рук или универсальная наука управления
Но негодные законы - это лишь половина беды: они не мешают наладить объективную систему
оценки заявок хотя бы по критерию "качество работ и квалификация участника". Но нет и этого. Многие
специалисты с недоумением рассматривают итоги оценки по содержательному критерию по своим лотам:
некоторые мало кому известные своими профессиональными достижениями организации получили
неожиданно высокие оценки "за науку". Немало вопросов возникает и по оценкам более известных
организаций. Однако если во многих ситуациях можно - хотя бы гипотетически - предположить, что
чья-то заявка оказалась неожиданно сильной или неожиданно слабой, то итоги отдельных конкурсов
сложно расценить иначе как неприкрытое бесстыдство и попрание здравого смысла.
В конкурсах НОЦ участвовал Государственный университет управления (ГУУ). Тут ничего
удивительного нет, тем более, в ГУУ есть ведущая научная школа Сергея Юрьевича Глазьева НШ-
5986.2008.6 "Разработка стратегии экономического развития России в условиях глобальных
технологических сдвигов" (его школа выиграла и конкурс 2010 г., но в конкурсах НОЦ учитывалось
результаты 2008 г.). Заметим, что других ведущих научных школ в ГУУ не было и нет, в чем можно
убедиться, ознакомившись со списком победителей
на сайте РИНКЦЭ. Интересно же вот что: университет подал заявки на конкурс как по лоту
"Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области
экономических наук" (III очередь, лот N 2, общественные и гуманитарные науки), так и по лоту
"Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области
нанотехнологий и наноматериалов" (VIII очередь, лот N 2, технические науки). В первом случае НОЦ из
ГУУ предложил заявку по теме "Возможности повышения инновационной активности российского
бизнеса в период глобальных технологических сдвигов и кризисов" и запросил 10 млн. руб. Высокая
оценка за качество работ и квалификацию (39,31 балла) позволила университету замкнуть список
победителей. По второму лоту ГУУ также оказался в числе победителей: запросив те же 10 млн. руб.,
университет получил по критерию "качество работ и квалификация участника" … 43.88 балла (из 45
возможных), т.е. даже больше, чем в "профильном" лоте! Он попал в тройку лидеров по этому
показателю, отстав от победителя всего на 0.3 балла.
Зайдя на сайт ГУУ, легко убедиться в том очевидном факте, что там нет никаких подразделений , которые хотя бы с натяжкой можно
было бы посчитать специализирующимися в области нанотехнологий и наноматериалов. В университете,
что неудивительно, учитывая его профиль, нет физиков, химиков, биологов и т.д. - там их не готовят /
Ситуация, безусловно, абсурдна с точки зрения здравого смысла, не менее абсурдна она и с
формальной точки зрения. При оценке заявок в плане квалификации коллектива НОЦ учитывалось
"участие в составе коллектива НОЦ ведущей научной школы; характеристика коллектива исполнителей
НИР (должность, научная степень, научное звание, принадлежность к научной школе, публикации и
монографии по тематике НИР, национальные и международные премии и награды в области науки,
техники и образования, участие в образовательном процессе по тематике НИР)". Ведущая научная школа
в ГУУ, как мы видели, только одна - школа Сергея Глазьева в области общественных и гуманитарных
наук. Таким образом, при оценке заявки по направлению "нанотехнологии и наноматериалы"
(технические науки) в зачет пошло наличие школы по общественным и гуманитарным наукам. Более
того, коллектив НОЦ по нанотехнологиям, по видимости (школа-то одна), должен быть примерно тем же,
что и по экономическим наукам - завидная междисциплинарность!
Заявленную тему НИР - "Стратегия создания и развития научно-образовательных центров РФ в
области нанотехнологий и наноматериалов" - также весьма сложно отнести к собственно теме лота -
исследованиям в области нанотехнологий и наноматериалов. Поддержка НОЦ по данному направлению
имеет целью подготовку специалистов по нанотехнологиям и наноматериалам, а не по стратегическому
планированию и всякому прочему "общему руководству" (этого добра у нас и так полно, и
финансируется оно очень даже неплохо). Но даже если посчитать заявку соответствующей тематике,
невозможно понять, как НИР с такой темой могла получить высокую оценку за показатель "актуальность
и научную значимость выполнения НИР" (5 баллов максимум). Ведь выполнение НИР завершается в
2012 г., а НОЦ по нанотехнологиям сейчас созданы, вероятно, уже в каждом медвежьем углу (если не из
собственной логики развития, то хотя бы в расчете получить финансирование по модному направлению в
рамках ФЦП "Кадры", и по другим программам). В 2010 г. заканчивается действие ФЦП "Развитие
инфраструктуры наноиндустрии" и даже если программа будет продлена на пару лет, рекомендации,
выработанные в результате обсуждаемой НИР, вряд ли окажутся полезны и здесь. Последний год
проведения конкурсов НОЦ в рамках ФЦП "Кадры" - 2011. Таким образом, в 2012 году (да, в общем, и
сейчас) актуальность проведения НИР по предложенной университетом управления тематике, мягко
говоря, невелика.
Вопросы можно продолжать. Каким образом заявка ГУУ получила высокую оценку за показатель
"опыт выполнения работ коллективом НОЦ и достигнутые результаты в области тематики
конкурса" (6.5 балла максимум), где оцениваются "опыт выполнения работ результаты
в области тематики конкурса, наличие публикаций и монографий; защищенные
диссертации; внедрение результатов проведенных работ в образовательный процесс; результаты
интеллектуальной деятельности"? Крайне интересно было бы посмотреть на список выполненных ГУУ
проектов в области нанотехнологий и наноматериалов, а также на список публикаций в этой области (в
Web of Science за университетом управления числится аж 14 статей по всем областям знания с 2000 г. по
настоящий момент, и большинство из них никак нельзя отнести к разделу "нано"). Не менее интересно
было бы сравнить этот список со списком проектов и публикаций ведущих российских
исследовательских центров, получивших более низкие оценки.
Знают ответы на эти вопросы только председатель конкурсной комиссии Валерий Владимирович
Качак, заместитель председателя конкурсной комиссии Александр Олегович Ладный, бывший к тому же
заместителем председателя конкурсной комиссии и по экономическому лоту, а также их коллеги по
конкурсной комиссии. А человеку со стороны кажется, что при оценке заявки ГУУ была откровенно
проигнорирована собственная конкурсная документация Роснауки, и потому результаты конкурса по
этому лоту должны заинтересовать Федеральную антимонопольную службу, надзирающую за
исполнением законодательства в области конкурсов и госзакупок.
"Без бумажки ты букашка"
Если итоги основного тура конкурсов НОЦ подведены, то курируемые бывшим Рособразованием
конкурсы для групп под руководством докторов наук, кандидатов наук и аспирантов продолжаются, и
потому подводить итоги рано. Пока можно отметить лишь одно - продолжающийся бюрократический
абсурд с массовым отклонением заявок по формальным основаниям (такого нет и в бывшей Роснауке). В
прошлом году на этапе рассмотрения заявок отклонялось примерно 40 % заявок, в нынешнем ситуация
улучшилась несильно: по некоторым лотам отклоняется 20 % заявок, по некоторым - треть, по
некоторым - почти половина… Мотивы отклонения разнообразны: помимо "классики" вроде "дата
выдачи нотариально заверенной копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц,
представленной Участником размещения заказа не соответствует требованиям Конкурсной
документации" или "заявка на участие в конкурсе не скреплена печатью" попадаются и вполне
экзотические. Скажем, формулировка "предложение Участника размещения заказа, представленное в
составе Заявки на участие в Конкурсе в Форме 2 "Предложение об условиях исполнения
Государственного контракта на выполнение поисковых научно-исследовательских работ", не
соответствует требованиям, установленным в Разделе VIII "Заказ на выполнение поисковых научно-
исследовательских работ" Конкурсной документации, в частности не соответствует код ОКДП (п. 2 ч.
24.4. ст. 24 Раздела I Инструкция Участникам размещения заказа (ИУРЗ) Конкурсной документации)"
означает, что заявитель по недоразумению изменил один код в одной из многочисленных форм. А
формулировка "отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий
от имени Участника размещения заказа, в частности не представлены документы, подтверждающие
полномочия лица, подписавшего за руководителя доверенность от имени Участника размещения заказа"
вовсе не обязательно означает, что документов нет. Под эту формулировку попадает и случай, когда
директор учреждения выдал доверенность своему заместителю на подписание документов немного
раньше, чем вышел документ о его повторном назначении на ту же должность.
В общем, интересного много, резюме же простое: и в случае с ФЦП "Кадры", как и во многих других
случаях, у нас безотказно действует классическая формула Виктора Степановича Черномырдина -
"хотели как лучше, а получилось как всегда".
Евгений Онищенко
|
|