). Таким образом, расходы на гражданскую науку и разработки
составят 1.61 % от расходной части бюджета. Много это или мало? Можно вспомнить, что в 2002 г. на
высшем уровне было принято решение довести к 2010 г. финансирование гражданской науки и
разработок до уровня 4 % от расходной части бюджета, а реально в первые годы двадцать первого века
на эти цели выделялось в среднем 1.72 % от расходной части бюджета. В прошлом году на гражданскую
науку было выделено (после связанного с кризисом весеннего сокращения бюджета-2009) 166.5 млрд.
руб. т.е. сокращение расходов составило 4.5 %.
Что происходит с бюджетными ассигнованиями действительно приоритетных ведомств, можно
видеть на примере МВД и ФСБ. Рост ассигнований на нужды МВД в 2010 по отношению к докризисным
планам бюджета-2009 составил 3.4 %, рост ассигнований на нужды ФСБ - 12.9 %. Для сравнения -
финансирование Российской академии наук (вместе с региональными отделениями) сократится по
отношению к секвестированному бюджету 2009 г. на 10 %. В наступившем году она получит 53.6 млрд.
руб., подавляющая часть этих средств (49.3 млрд. руб.) пойдет по "научной" статье бюджета.
Основная часть бюджетных ассигнований на гражданскую науку (примерно две трети) придется на
государственные академии наук, структуры Минобрнауки и научные фонды. Существенные средства на
научные исследования и разработки, кроме РАН, получат Федеральное агентство по науке и инновациям
(19.6 млрд. руб.), Федеральное агентство по образованию (9.9 млрд. руб.), Российская академия
сельскохозяйственных наук (6.4 млрд. руб.), Российская академия медицинских наук (5.7 млрд. руб.),
Российский фонд фундаментальных исследований (6 млрд. руб.), Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере (2.4 млрд. руб.) и Российский гуманитарный научный фонд (1
млрд. руб.).
Федеральный бюджет также устанавливает расходы "на науку" в двух главных университетах страны,
имеющих отдельную строку в бюджете. Московский государственный университет имени получит "на
науку" 1.3 млрд. руб. (при общем бюджете 8 млрд. руб.), Санкт-Петербургский государственный
университет - 240 млн. руб. (при общем бюджете 3.5 млрд. руб.).
В 2010 г. полном объеме планируется сохранить фонд оплаты труда, сокращаются в первую очередь
конкурсные программы. Так, расходы Минобрнауки как субъекта бюджетного планирования на
реализацию в 2010 году федеральных целевых программ сокращены по сравнению с 2009 г. на 15 % (на
ФЦП уйдет 34.9 млрд. руб.). Еще сильнее пострадали научные фонды: бюджет РФФИ сокращен почти на
17 % по сравнению с 2009 г. То, что сильнее всего пострадала наиболее авторитетная и эффективно
работающая из всех государственных организаций, осуществляющих конкурсное финансирование
научных исследований, показывает уровень осмысленности планирования бюджетных расходов. А
заодно и отношение правительства к собственно науке (говоря о которой, высокопоставленные
чиновники обычно имеют в виду разработки): согласно установленному еще в 90-е годы прошлого века
порядку на финансирование РФФИ должно выделяться 6 % от расходов на гражданские исследования и
разработки. Если бы это правило было соблюдено, РФФИ получил бы 9.5 млрд. руб. Таким образом,
бюджет РФФИ уменьшен по сравнению с тем, что должно было бы быть, почти на 40 %!
Рост расходов на науку сменяется падением, но неизменным остается одно: постоянно, из года в год,
растет удушающая (и часто - откровенно неадекватная применительно к сфере науки и образования)
бюрократическая регламентация расходования бюджетных средств. Первые ласточки постоянно
крепнущего маразма можно видеть уже в самом начале наступившего года. Федеральное агентство по
науке и инновациям объявило недавно конкурс
2010 г. для научно-образовательных центров в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" . Если в прошлом году в конкурсной документации было прописано три
критерия оценки заявок - качество работ и квалификация участника конкурса (45 % от общей оценки
заявки), цена контракта (35 % от общей оценки заявки) и срок выполнения работ (20 % от общей оценки
заявки), - то в этом году остались только два первых критерия. Соответственно (иное противоречило бы
Федеральному закону от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ), основным критерием оценки заявок научно-
образовательных центров стала предлагаемая заявителем цена контракта (55 %). Очевидно, новые
правила будут способствовать снижению финансирования работоспособных научных коллективов,
которые будут вынуждены соревноваться с демпингующими коллективами, не обладающими должной
научной квалификацией.
Евгений Онищенко