Статьи и очерки |
Нужна ли ФЦП "Кадры" кандидатам и аспирантам? |
Статья опубликована в 32-ом номере газеты
"Троицкий вариант"
от 7 июля 2009 г.
Чтобы понять, насколько велико отрицательное влияние правил оценки заявок, диктуемых
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", я недавно провел анализ
результатов половины очередей конкурсов научно-образовательных центров. Его результаты были
опубликованы в прошлом
номере "Троицкого варианта" . Оказалось, что следовало бы заменить примерно 34 % победителей
конкурса, если ориентироваться на единственный содержательный критерий оценки ("качество работ и
квалификация участника конкурса"). С тех пор появилась информация по результатам еще двух очередей
конкурсов - по естественным наукам. В этом случае все оказалось еще хуже: заменить следовало бы
более 42 % процентов победителей, т.е. многие достойные коллективы не получили финансирования, а
заявки многих слабых и среднего уровня коллективов оказались поддержаны. В общем, с точки зрения
отбора и поддержки лучших научных коллективов дело идет весьма неудовлетворительно.
Однако это всего лишь цветочки, а появились и ягодки. Помимо конкурсов для научно-
образовательных центров в рамках ФЦП "Кадры" проводится целый ряд других конкурсов: групп под
руководством докторов наук, групп под руководством кандидатов наук, молодых кандидатов наук и
аспирантов (в последних двух случаях проекты должны выполняться в научно-образовательных
центрах). На 1 июля 2009 г. опубликованы протоколы вскрытия конвертов по значительной части
конкурсов для групп кандидатов наук и аспирантов.
Начнем с конкурсов групп под руководством кандидатов наук. Опубликованы протоколы вскрытия
конвертов по 32 лотам, признано состоявшимся только ... 9 конкурсов. Это означает, что только по 9 из
32 лотов число заявок превышает число выставленных на конкурс госконтрактов. Остальные 23 конкурса
признаны несостоявшимися, а в этом случае закон предписывает заключить контракты со всеми
учреждениями, представившими правильно оформленные заявки, независимо от содержания заявки
(будь-то хоть проект по созданию вечного двигателя). Средний конкурс составил 0.93 заявки на место,
причем на 5 лотов было подано по 1 заявке, а на 1 лот не было подано заявок вообще.
Ни о какой поддержке лучших при таком, с позволения сказать, конкурсе речь не идет. Хотя вопрос,
с чем сравнивать: если с итогами вскрытия конвертов по аспирантским конкурсам, то все не так уж
плохо. Проведены вскрытия конвертов по 23 лотам для аспирантов, признан состоявшимся только 1
(ОДИН) конкурс. Средний конкурс составил 0.25 заявки на место, причем на 5 лотов было подано по 1
заявке, а на 7 лотов не было подано ни одной заявки. К примеру, на конкурс НК-258П "Физико-
химическая молекулярная и клеточная биология" выставлено 17 госконтрактов, а подана 1 заявка, на
конкурс НК-285П "Создание и обработка композиционных керамических материалов" было выставлено
10 госконтрактов - и не подано ни одной заявки. Глядя на эти цифры, полезно помнить, что
максимальное годовое финансирование проекта группы под руководством кандидата наук - 1.5 млн. руб.,
а проекта аспиранта - 0.5 млн. руб., что примерно совпадает с финансированием гранта РФФИ на группу
до 10 человек!
Причины столь плачевного положения вряд ли обусловлены только недостаточной
информированностью кандидатов наук и аспирантов (для проектов докторов наук нет столь острой
проблемы с конкурсом). Дело, вероятно, в безумно забюрократизированной процедуре подачи заявок: от
заявителей требуется представить не только документы и их копии, предусмотренные 94-ФЗ, но и массу
дополнительных бумаг, а сами формы заявки очень мало похожи на то, что следует ожидать для
нормальных научных конкурсов. И если у руководителей научно-образовательных центров (а в какой-то
мере - и проектов групп под руководством докторов наук) есть возможность привлечь некоторое
количество сотрудников к работе над заявкой, то кандидатам и, тем более, аспирантам необходимо все
делать самим. Непонятные формы заявки ставят их в тупик, количество документов, которые следует
где-то добыть, приводит в уныние, да и просто нет веры, что будет честная конкуренция. И, как
показывают приведенные выше цифры, большинство делает вывод - "да гори оно все синим пламенем!" А ведь достаточно самостоятельные кандидаты и аспиранты - в основном люди молодые и среднего
возраста - это "целевая аудитория" Программы…
Возможно, в следующем году, когда будет известно, что по многим направлениям получили
финансирование все проекты, заявки будут подавать активнее, только вот к отбору и поддержке
сильнейших это будет иметь слабое отношение. Вывод прост: если и ко второму году работы ФЦП
"Кадры" Минобрнауки не сможет внести необходимые изменения в 94-ФЗ, привести формы заявок в
нормальный вид и не требовать ненужных документов, то смело можно будет констатировать, что
реализация ФЦП "Кадры" вышла провальной и цели Программы не достигнуты.
Евгений Онищенко
|
|