Статьи и очерки |
ФЦП "Кадры" - через тернии к лотам |
Статья опубликована в 25-ом номере газеты
"Троицкий вариант"
от 1 апреля 2009 г.
Впервые упоминание о необходимости подготовки федеральной целевой программы (ФЦП),
направленной на подготовку научных кадров, появилось в официальных документах еще в 2002 г.
Однако реально работа над ФЦП началась только осенью 2006 г., а в конце января 2007 г.
Межведомственная рабочая группа представила проект ФЦП общественности. Прежде, чем программа
была принята правительством, прошло еще полтора года.
Целью программы заявлено "создание условий для эффективного воспроизводства научных и
научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких
технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании" (с ФЦП "Кадры",
утвержденной правительством РФ, можно ознакомиться на
сайте Роснауки ; нужно, однако, иметь в виду, что по ряду мероприятий расходы могут быть
существенно сокращены в связи с кризисом). До секвестра Программу предполагалось выделить более 80
млрд. рублей из федерального бюджета.
Программа делится на "направления", они, в свою очередь, делятся на "мероприятия", в рамках
которых и будут проводиться те или иные виды конкурсов, например, мероприятие 1.1. предусматривает
"Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров". Государственными
заказчиками по Программе (органами государственной власти, ответственными за реализацию
Программы) будут сразу два федеральных агентства - Роснаука и Рособразование; каждое из агентств
будет вести свои "мероприятия". В настоящее время агентства уже создали сайты, посвященные ФЦП
"Кадры" ( сайт ФЦП "Кадры" Роснауки , сайт ФЦП "Кадры" Рособразования ), там можно узнать, какие
мероприятия Программы курируют агентства, какие конкурсы объявлены и пр. Техническое обеспечение
конкурсов, на которые будет ежегодно подаваться по несколько тысяч заявок, будет вестись не
дирекцией Программы, как это было в ФЦНТП и ФЦП по исследованиям и разработкам, а
специализированными организациями, отбор которых производится в рамках конкурсов на
"организационно-техническое сопровождение конкурсных процедур".
В рамках ФЦП "Кадры" планируется провести ряд массовых конкурсов трехлетних проектов: Кроме того, планируется выделять деньги на проведение российских и международных
конференций, школ, конкурсов, олимпиад и т.д.
Предусматривается, что ежегодно в рамках ФЦП "Кадры" будут получать поддержку до 450 научно-
образовательных центров (НОЦ) и до 500 групп под руководством докторов и кандидатов наук. За время
действия Программы будет поддержано до 1350 НОЦ и по полторы тысячи групп под руководством
кандидатов и докторов наук. Примерно по 40 % поддержанных проектов будет приходиться на
естественные и технические науки, 10 % - на гуманитарные науки, а еще 10 % будут выделяться "в
интересах развития высокотехнологичных секторов экономики". Квоты, выделяемые на то или иное
направления науки, определены заранее (это одно из следствий того, что Программа регулируется
законом о госзакупках, о чем мы будем говорить ниже). На сайте Программы приведены квоты для конкурса НОЦ по различным направлениям
науки .
Наиболее затратным мероприятием Программы являются конкурсы НОЦ (в настоящее время они
уже объявлены). Согласно определению Программы, под научно-образовательным центром понимается
структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных
подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения,
осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров
высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного
руководителем организации. В рамках проектов НОЦ необходимо одновременное участие не менее 2
докторов наук, 3 молодых кандидатов наук, 3 аспирантов и 4 студентов.
По проектам НОЦ предусматривается обязательное условие привлечения внебюджетных средств в
размере не менее 20 процентов от того, что запрашивает заявитель из бюджета. В принципе,
внебюджетными считаются только средства, которые приходят не из государственного бюджета:
хозяйственные договора с фирмами, иностранные гранты и гранты негосударственных фондов, плата за
обучение от студентов и т.д. Соответственно, гранты РФФИ и средства программ РАН не могут являться
внебюджетным финансированием (однако нельзя исключить, что в реальности "на худой конец" и такие
деньги могут быть сочтены софинансированием). По проектам групп под руководством докторов и
кандидатов наук привлечения внебюджетного финансирования не требуется.
Особенностью конкурсов ФЦП является то, что они проходят в рамках закона о госзакупках (см.
статью "Госзакупки в законе"
в прошлом номере Троицкого варианта), что создаст ученым массу проблем. Сама идеология этого
закона предполагает, что производится закупка конкретного товара или услуги, т.е. заказчик знает, что
именно он хочет получить. В то же время Программа по идее предполагает нормальный конкурс
проектов, когда заранее неизвестно, что именно "закупается" - идет отбор лучших предложений
заявителей. Таким образом, идеология закона оказывается противоположной целям Программы.
Закон о госзакупках направлен на то, чтобы экономить государственные средства, поэтому среди
критериев оценки заявки обязательно должна присутствовать цена контракта. Конечно, есть и другие
критерии, но практически все они непригодны для проведения конкурсов, рассчитанных на отбор
лучших научных проектов. Есть только одно исключение - критерий "качество работ и квалификация
участника", однако закон оговаривает, что значимость этого критерия не может превышать 45 %.
Поскольку задачей этой Программы является поддержка лучших научных коллективов, то создание хотя
бы минимально приспособленной к этой задаче системы оценки становится нетривиальной задачей:
использование только содержательных критериев и цены контракта открывает двери для демпинга, когда
слабые коллективы могут заметно сбрасывать цену контракта и, за счет этого, признаваться
победителями конкурсов…
В опубликованной конкурсной документации (пункт 7.3 "Порядок и методика оценки и
сопоставления заявок на участие в конкурсе" "Общих условий проведения конкурса") установлены такие
правила оценки заявок: Согласно закону, допустимо представлять только одну заявку от учреждения на один конкурс (если
от учреждения на конкурс поступит две и более заявки, то все они будут сняты с конкурса). Т.е., к
примеру, Математический институт РАН может представить одну заявку на конкурс исследований НОЦ
по математике, одну заявку на конкурс исследований групп под руководством докторов наук по
математике и т.д. Очевидно, такое условие ставит в невыгодное положение крупные специализированные
институты и вузы, в которых есть несколько групп, работающих в одной области.
Всем, кто будет участвовать в конкурсах, придется заполнять достаточно большое количество
бумаг. Дата, до которой необходимо представить заявку, указана в "Извещении о проведении открытого
конкурса…", заявку необходимо представить в запечатанном конверте (это также требование закона) по
указанному в "Извещении" адресу (либо принести лично, либо направить по почте) до указанного
времени.
Евгений Онищенко
|
|