Scientific.ru
Статьи и очерки
ФЦП "Кадры" - через тернии к лотам

Статья опубликована в 25-ом номере газеты "Троицкий вариант" от 1 апреля 2009 г.

Впервые упоминание о необходимости подготовки федеральной целевой программы (ФЦП), направленной на подготовку научных кадров, появилось в официальных документах еще в 2002 г. Однако реально работа над ФЦП началась только осенью 2006 г., а в конце января 2007 г. Межведомственная рабочая группа представила проект ФЦП общественности. Прежде, чем программа была принята правительством, прошло еще полтора года.

Целью программы заявлено "создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании" (с ФЦП "Кадры", утвержденной правительством РФ, можно ознакомиться на сайте Роснауки ; нужно, однако, иметь в виду, что по ряду мероприятий расходы могут быть существенно сокращены в связи с кризисом). До секвестра Программу предполагалось выделить более 80 млрд. рублей из федерального бюджета.

Программа делится на "направления", они, в свою очередь, делятся на "мероприятия", в рамках которых и будут проводиться те или иные виды конкурсов, например, мероприятие 1.1. предусматривает "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров". Государственными заказчиками по Программе (органами государственной власти, ответственными за реализацию Программы) будут сразу два федеральных агентства - Роснаука и Рособразование; каждое из агентств будет вести свои "мероприятия". В настоящее время агентства уже создали сайты, посвященные ФЦП "Кадры" ( сайт ФЦП "Кадры" Роснауки , сайт ФЦП "Кадры" Рособразования ), там можно узнать, какие мероприятия Программы курируют агентства, какие конкурсы объявлены и пр. Техническое обеспечение конкурсов, на которые будет ежегодно подаваться по несколько тысяч заявок, будет вестись не дирекцией Программы, как это было в ФЦНТП и ФЦП по исследованиям и разработкам, а специализированными организациями, отбор которых производится в рамках конкурсов на "организационно-техническое сопровождение конкурсных процедур".

В рамках ФЦП "Кадры" планируется провести ряд массовых конкурсов трехлетних проектов:
- поддержки проведения исследований, проводимых коллективами научно-образовательных центров (до 5 млн. рублей ежегодно);
- поддержки проведения исследований, проводимых группами под руководством докторов наук (до 2 млн. рублей ежегодно) и кандидатов наук (до 1.5 млн. рублей ежегодно);
- поддержки проведения исследований молодыми кандидатами наук в составе НОЦ (до 1 млн. рублей ежегодно);
а также ряд массовых конкурсов двухлетних проектов:
- поддержки проведения исследований, коллективами под руководством приглашенных исследователей (до 2 млн. рублей ежегодно);
- поддержки проведения исследований аспирантами в составе НОЦ (до 0.5 млн. рублей ежегодно).

Кроме того, планируется выделять деньги на проведение российских и международных конференций, школ, конкурсов, олимпиад и т.д.

Предусматривается, что ежегодно в рамках ФЦП "Кадры" будут получать поддержку до 450 научно- образовательных центров (НОЦ) и до 500 групп под руководством докторов и кандидатов наук. За время действия Программы будет поддержано до 1350 НОЦ и по полторы тысячи групп под руководством кандидатов и докторов наук. Примерно по 40 % поддержанных проектов будет приходиться на естественные и технические науки, 10 % - на гуманитарные науки, а еще 10 % будут выделяться "в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики". Квоты, выделяемые на то или иное направления науки, определены заранее (это одно из следствий того, что Программа регулируется законом о госзакупках, о чем мы будем говорить ниже). На сайте Программы приведены квоты для конкурса НОЦ по различным направлениям науки .

Наиболее затратным мероприятием Программы являются конкурсы НОЦ (в настоящее время они уже объявлены). Согласно определению Программы, под научно-образовательным центром понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем организации. В рамках проектов НОЦ необходимо одновременное участие не менее 2 докторов наук, 3 молодых кандидатов наук, 3 аспирантов и 4 студентов.

По проектам НОЦ предусматривается обязательное условие привлечения внебюджетных средств в размере не менее 20 процентов от того, что запрашивает заявитель из бюджета. В принципе, внебюджетными считаются только средства, которые приходят не из государственного бюджета: хозяйственные договора с фирмами, иностранные гранты и гранты негосударственных фондов, плата за обучение от студентов и т.д. Соответственно, гранты РФФИ и средства программ РАН не могут являться внебюджетным финансированием (однако нельзя исключить, что в реальности "на худой конец" и такие деньги могут быть сочтены софинансированием). По проектам групп под руководством докторов и кандидатов наук привлечения внебюджетного финансирования не требуется.

Особенностью конкурсов ФЦП является то, что они проходят в рамках закона о госзакупках (см. статью "Госзакупки в законе" в прошлом номере Троицкого варианта), что создаст ученым массу проблем. Сама идеология этого закона предполагает, что производится закупка конкретного товара или услуги, т.е. заказчик знает, что именно он хочет получить. В то же время Программа по идее предполагает нормальный конкурс проектов, когда заранее неизвестно, что именно "закупается" - идет отбор лучших предложений заявителей. Таким образом, идеология закона оказывается противоположной целям Программы.

Закон о госзакупках направлен на то, чтобы экономить государственные средства, поэтому среди критериев оценки заявки обязательно должна присутствовать цена контракта. Конечно, есть и другие критерии, но практически все они непригодны для проведения конкурсов, рассчитанных на отбор лучших научных проектов. Есть только одно исключение - критерий "качество работ и квалификация участника", однако закон оговаривает, что значимость этого критерия не может превышать 45 %. Поскольку задачей этой Программы является поддержка лучших научных коллективов, то создание хотя бы минимально приспособленной к этой задаче системы оценки становится нетривиальной задачей: использование только содержательных критериев и цены контракта открывает двери для демпинга, когда слабые коллективы могут заметно сбрасывать цену контракта и, за счет этого, признаваться победителями конкурсов…

В опубликованной конкурсной документации (пункт 7.3 "Порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" "Общих условий проведения конкурса") установлены такие правила оценки заявок:
- цена контракта - 35 % (участник конкурса, который предложит наименьшую цену, получит 35 баллов);
- качество работ и квалификация участника конкурса - 45 %;
- срок выполнения работ - 20 %.
Последний критерий, введенный для уменьшения роли цены контракта, особого смысла не имеет; заявителю достаточно указать, что он выполнит работы на десять недель раньше, чем указано в документации, чтобы получить 20 баллов по этому критерию. Более детально с правилами оценки заявок можно ознакомиться в указанном пункте конкурсной документации (нужно иметь в виду, что в течение десяти дней после публикации в госзаказчик имеет право вносить в документацию изменения).

Согласно закону, допустимо представлять только одну заявку от учреждения на один конкурс (если от учреждения на конкурс поступит две и более заявки, то все они будут сняты с конкурса). Т.е., к примеру, Математический институт РАН может представить одну заявку на конкурс исследований НОЦ по математике, одну заявку на конкурс исследований групп под руководством докторов наук по математике и т.д. Очевидно, такое условие ставит в невыгодное положение крупные специализированные институты и вузы, в которых есть несколько групп, работающих в одной области.

Всем, кто будет участвовать в конкурсах, придется заполнять достаточно большое количество бумаг. Дата, до которой необходимо представить заявку, указана в "Извещении о проведении открытого конкурса…", заявку необходимо представить в запечатанном конверте (это также требование закона) по указанному в "Извещении" адресу (либо принести лично, либо направить по почте) до указанного времени.

Евгений Онищенко

Обсудить на форуме


На главную страницу