Scientific.ru
Новости науки
28.12.2008. Фактор FOXP2 и нарушение речи.

Установлено, что стабильное нарушение развития речи у детей обусловлено врождённым повреждением генетического механизма FOXP2–CNTNAP2.

Первое сказанное ребёнком слово - настоящее чудо. Его восторженно и бесконечно повторяют родители, дедушки и бабушки, братики и сестрички, тётушки и все иные родственники. Счастью в семействе не видно конца, что вполне оправдано. Ведь правильное формирование речи ребёнка - косвенный показатель не только его общего развития, но и интеллектуальных способностей развивающегося организма.

Однако в некоторых семьях радость от первого сказанного ребёнком слова может вскоре омрачиться появлением в его языковых навыках определённых отклонений от нормы, которые почти всегда воспринимаются как неожиданная проблема в развитии мальчика или девочки. Родители вынуждены детально обследовать своё дитя не только у логопеда, но и у других специалистов: невропатолога, психолога и психиатра.

Если у одних детей могут выявляться нестабильные нарушения в речевых механизмах, вызывающие лёгкую улыбку у окружающих, то у других нередко наблюдается формирование стойких дефектов речи, которые касаются не только произношения и выражения, но и восприятия и понимания речевых оборотов, несмотря на нормальное развитие психической сферы ребёнка. Есть данные о том, что подобные нарушения могут составлять до 40% всех расстройств механизма речи. Некоторые из них становятся причиной насмешек со стороны сверстников и создают довольно сложные психологические проблемы, подчас заканчивающиеся хроническими стрессовыми ситуациями.

У некоторых детей нарушение формирования речи является одним из симптомов сложного психического заболевания - аутизма, при котором расстройства речи сопровождаются глубокими проблемами в общении и социальном адаптировании ребёнка. Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что появление у детей отклонений от нормального формирования речи не связаны с психическими расстройствами, а имеют свои специфические механизмы. Чаще всего они происходят в школьном возрасте: например, в 5-6 лет они встречаются приблизительно у 7% детей. Поэтому нет ничего странного в том, что родители связывают подобные ситуации с академическими проблемами ребёнка; иными словами, начинают пересматриваться объемы учебной нагрузки на ребёнка, меняются детские учебные заведения, учителя и т.п. В различных независимых наблюдениях было установлено также, что нарушения речи в подавляющем большинстве случаев имеют "семейное распространение", то есть просматривается определённая закономерность наследования данной патологии. Это подтверждено многочисленными и многофакторными исследованиями.

Точное определение характеристик генетических механизмов, которые провоцируют возникновение проблем в формировании речи, откроет реальную перспективу значительного улучшения качества диагностики и составления правильного комплексного лечения таких пациентов. Поэтому группой учёных из Великобритании и США под руководством Sonja C. Vernes было проведено интересное исследование, направленное на установление зависимости между функционированием генетического фактора транскрипции FOXP2 и проблемами в формировании речевых способностей ребёнка. Для этого исследовалась процедура связывания FOXP2 с различными участками нуклеиновых кислот, что помогло провести анализ деятельности генов, вовлечённых в процесс появления проблем становления речи. Всего было обследовано 184 семьи со специфическими нарушениями функции речевого аппарата.

Результаты исследования показали, что фактор транскрипции FOXP2 избирательно связывается с геном CNTNAP2, который отвечает за продукцию нейрексина - вещества, обеспечивающего межклеточные связи нейронов (синапсы) в нервной системе; кроме этого, данный ген берёт активное участие в формировании некоторых структурных элементов коры головного мозга человека. Были также выявлены значительные количественные ассоциации с бессмысленными повторениями в структуре гена, что позволяет достоверно представить взаимодействие FOXP2 с CNTNAP2 в качестве наследуемого маркера возникновения дефектов речи.

Таким образом, установлено, что генетическое нарушение деятельности фактора FOXP2, приводящее к особому связыванию с геном CNTNAP2, обуславливает генетическое нарушение развития речи у ребёнка. Данный факт позволит разработать новые методы их предупреждения и лечения.

N. Engl. J. Med. 359:2337-2345 (2008)

С.Холин

Обсудить на форуме


На главную страницу