07.12.07. Наследуемость новоприобретенных признаков у Caenorhabditis elegans

Европейские биологи показали, что с помощью РНК-интерференции можно добиться появления новых признаков у могильного червя Caenorhabditis elegans, которые передаются по наследству в течение более чем 80 поколений.

Могильный червь Caenorhabditis elegans - один з излюбленных объектов современной генетики и эмбриологии. Было и раньше известно, что индуцируемые с помощью РНК-интерференции признаки у Caenorhabditis elegans, могут оставаться в ткечение 2-3 поколений. Ученые из Нидерландов и Швейцарии пошли дальше - они показали наследование новоприобретенных признаков в течение большого числа поколений.

Надин Вастенхов, Карин Бруншвиг, Кристи Окихара, Марсель Тижстерман и Рональд Пластерк из Университета Утрехта, Нидерланды, и Фритц Мюллер из Университета Фрибурга, Швейцария, обнаружили, что при инъецировании могильным червям интерферирующей РНК к гену ceh-13, получался интересный фенотип, -- червячки становились более короткими и толстенькими; и, что интересно, такой фенотип примерно у 30% червей передавался по наследству. Более того, этот признак был доминантным при скрещивании с диким типом.

После этого интригующего открытия, биологи провели скриниг - поставили РНК-интерференцию к 171 гену, и обнаружили похожий эффект еще для 13 генов. Кроме того, ученые исследовали этот эффект у трансгенных червей со встроенным геном зеленого флюоресцентного белка. С помощью РНК- интерференции они подавили экспрессию зеленого флюоресцентного белка. Наследуемость этого признака была показана в течение более чем 80 поколений.

Потом ученые решили выяснить, какие же гены ответственны за открытый интересный феномен. Биологи продемонтрировали, что это гены hda-1 (гистон-деацитилаза 2), isw-1 (ген, вовлеченный в ремоделирование хроматина), mrg-1 (хромо-домен протеин).

Таким образом, доказано, что РНК-интерференция может вызывать признаки, которые потом наследуются в ряду поколений в ходе полового размножения. Механизм этого удивительного явления пока малопонятен.

Источник новости: Nadine L. Vastenhouw, Karin Brunschwig, Kristy L. Okihara, Fritz Mueller, Marcel Tijsterman and Ronald H. A. Plasterk. Gene expression: Long-term gene silencing by RNAi. Nature v.442, 882 (2006).

Пересказал А. Ермаков