06.09.07. Микробы и ожирение

Исследователи из Вашингтонского Университета открыли, что наличие определенной группы бактерий в кишечнике - Firmicutes, - коррелирует с ожирением. Ученые считают, что микробный компонент - одна из причин ожирения. Открытие американских ученых может сыграть важную роль в борьбе с этим страшным бичем западных стран.

Триллионы микрооорганизмов обитают в нашем кишечние, в основном это бактерии-симбионты, они помогают нам переваривать пищу, среди них - две крупных группы бактерий - Bacteroidetes и Firmicutes.

Было показано, что, если перенести бактериальную флору от нормальных мышей к мышкам без бактерий ("заразить их бактериями-симбионтами"), то такие мыши быстро набирали вес при том же рационе пищи. Было также показано на мутантных мышах, склонных к ожирению (мыши ob/ob), на 50 процентов меньше бактерий группы Bacteroidetes, и, соответственно, больше бактерий из группы Firmicutes, чем у более худых мышей дикого типа.

Бельгийские исследователи открыли, что рыбка Сhannalabes apus, кроме того, что живет и питается в водной среде, также иногда выходит на сушу и охотится в наземных условиях. Основу питания этой рыбы составляют наземные насекомые.

Результаты исследований на мышах подтолкнули вашингтонских биологов к мысли, что подобный механизм лежит и в основе ожирения у человека. Специалисты из Вашингтонского Университета Рут Лей, Питер Турнбах, Самуэль Кляйн и Джеффрей Гордон решили исследовать роль бактериальной флоры в развитии ожирения у людей. Они отобрали 12 жирных людей, которые в то время сидели либо на безжировой, либо н безуглеводной диете. В течениии года ученые отбирали у них пробы на кишечную флору, и проводили сикевенс 16S-рибосомальной ДНК бактерий из этих каловых масс.

В результате они получили 18 348 сиквенсов для анализа, по которым было всего идентифицировано 4074 вида бактерий. 92.6% от всех этих бактерий составили представители групп Bacteroidetes и Firmicutes. Каждый человек имел характерный, более-менее стабильный набор разных видов, различия между пробами у индивидуума было меньше, чем между разными индивидуумами.

Примечательно, что в ходе этой диеты состав бактерий постепенно все-таки изменялся - увеличивалось число представителей Bacteroidetes и уменьшалось - Firmicutes. Замечателен также факт, что увеличение числа представителей Bacteroidetes кореллирут с уменьшением веса тела человека!

Ожирение - огромная проблема для западных стран. Как сказал сатирик Задорнов про США , "там все худые давно уже в кино снялись", и, к сожалению, в этой шутке есть немалая доля правды. Особенно страшно, что болезнь эта затрагивает даже юных американцев и европейцев, сильно затрудняет их полноценную социальную жизнь и учебу, а через какое-то время может привести и к более серьезным проблемам со здоровьем, например, диабету.

Открытие факта, что вес тела связан с видовым балансом представителей разных групп бактерий в кишечнике, может привести к созданию новых эффективных методов лечения этого страшного недуга.

Источник новости: Ruth E. Ley, Peter J. Turnbaugh, Samuel Klein & Jeffrey I. Gordon. Microbial ecology: Human gut microbes associated with obesity Nature 444, 1022-1023