26.06.07. Волосы на месте зажившей раны

Американские ученые обнаружили, что эпидермис кожи на месте заживленной раны способен производить волосы. Сотрудники Университета Пенсильвании продемонстрировали это с помощью новейших клеточных и молекулярно-биологических методов. Открытие расширяет наши знания о регенеративных способностях млекопитающих.

Биологи Майуми Ито, Цзайсин Янг, Томас Андл, Чунхуа Цхуй, Нури Ким, Сара Миллар и Джорж Готсарелис из гркппы дерматологии, лаборатория Клигмана, Медицинский Факультет Пенсильванского Университета (Филадельфия, США) проследили развитие волосяного фолликула из стволовых клеток эпидермиса кожи. Подавление сигнального каскада Wnt приводит к утрате этой способности, в то время как добавление Wnt-лигандов усиливает способность к регенерации волос.

Ученые наносили мышам большие раны на спине (1-2.25 кв см), после чего наблюдали заживление этих ран. Они обнаружили, что, если диаметр зажившей раны был больше полсантиметра, то новые волосы формировались в ее центре. Гистологические исследования показали, что стадии образования волосяного фолликула и роста волоса воспроизводят формирование этих структур в эмбриональном развитиии мыши, то есть мы имеем дело с рекапитуляцией эмбрионального морфогенеза. Такие фолликулы экспрессировали гены, характерные для эмбрионального развития. Так как сигнальный каскад Wnt участвует в развитии эмбриональных волосяных фолликулов, авторы заблокировали этот путь на регенерируемой кожи и обнаружили, что, хотя регенерация шла нормально, волосы не вырастали. Увеличение лигандов к Wnt, напротив, вело к усилению способности регенерировать волосы на заживленной ране.

Кроме того, с использованием генно-модифицированных мышей, у которых были помечены стволовые клетки волосяных фолликулов, они показали, что новые волосы образуются не из волосяных фолликулов, а де ново - из клеток эпидермиса.

Если тритон потеряет ногу, то у него отрастает новая. У млекопитающих, к сожалению, способность к регенерации сильно ограничена. Открытие ученых из Пенсильванского Университета расширяет наши познания о регенеративных способностях млекопитающих. Показано, что эпидермис на месте зажившей раны у мышей способен воспроизводить волосы. Похожие результаты на мышах, кроликах и даже человеке были получены еще пятьдесят лет назад. Однако, на то время не было доказательств, что это именно эпидермис регенерировавшей кожи способен производить волосы.

Источник новости: Ito M., Zaixin Y., And T., Cui Ch., Kim Noori, Millar S., Cotsarelis G. Wnt-dependent de novo hair follicle regeneration in aduld mouse skin after wounding. Nature. Vol 447. 316-320.

Пересказал А. Ермаков