Новости науки |
29.05.06. Длительные авиаперелеты чреваты тромбозом сосудов |
Исследования показали, что длительные дальние перелеты увеличивают риск тромбозов глубоких
вен, иначе называемого "синдромом экономического класса", который провоцируется длительным
пребыванием в сидячем положении.
В настоящее время идет спор о том, что же в действительности является причиной тромбоза глубоких
вен конечностей при длительных перелетах: долгое пребывание в сидячем положении или же ряд других
факторов?
Тромбофлебиты подкожных вен и острый тромбоз глубоких вен нижних конечностей -
распространенные заболевания, встречающиеся у 3-20 % населения. Наиболее часто ими страдают
женщины в возрасте 40-50 лет. Главная опасность этих заболеваний - тромбоэмболия (закупорка
тромбом) легочных артерий, которая возникает у 25-37% пациентов и ведет к летальному исходу.
Медики сообщают, что в развитии острого венозного тромбоза наиболее частыми факторами риска
являются: пенсионный возраст, операции, переломы костей нижних конечностей, расширение
подкожных вен, ожирение, перепады температуры и ряд других факторов, в число которых входят и
длительные путешествия с неудобным положением нижних конечностей при длительной езде, полетах на
самолете.
По данным английских медиков, сидя в автомобиле в качестве пассажира вы можете серьезно
навредить своему здоровью. Пассажиры самолетов, поездов с сидячими местами, а также автомобилей
имеют больше шансов получить тромбоз вен нижних конечностей. В особую группу риска попадают
люди, которые часто вынуждены находиться в качестве пассажиров более четырех часов подряд. Не в
меньшей опасности находятся и водители. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют делать каждые 1,5-
2 часа остановку во время поездки и гулять по улице 10-15 минут. А во время движения постараться
постоянно производить небольшую гимнастику ног или хотя бы как-нибудь ими шевелить.
Новозеландские ученые считают, что это относится и к многочасовому сидению за компьютером, а такой
тромбоз они предлагают назвать электронным.
"Синдром экономического класса" получил свое название в связи с тем, что тромбоз глубоких вен
чаще поражал пассажиров экономичного класса, которые располагались менее комфортно, чем в бизнес
классе. Обследование 900 пассажиров дальних авиарейсов обнаружило у 9 из них тромбоз глубоких вен
нижних конечностей. Длительность перелета составляла, по крайней мере, десять часов (или 39 часов в
течение 6 недель). Кроме того, выяснилось, что риск тромбоза увеличивается на 12%, если пассажир
совершал хотя бы один длительный перелет в году.
В тоже время, английские исследователи полагают, что развитие тромбоза при длительных перелетах
связано и с рядом других факторов, среди которых: полетный стресс, низкое качество воздушной смеси в
салоне, пониженное атмосферное давление и даже космическая радиация. Наиболее важной причиной
признается именно низкое давление. Однако опыты на волонтерах показали, что уровень свертываемости
крови группы людей, которые длительно находились в специальной барокамере с низким давлением, не
отличался от показателей крови обычных людей. Другие специалисты советуют во время долгих полетов
периодически разминаться и считают, что нормальные здоровые люди практически не рискуют
развитием тромбоза после длительных перелетов. Подобные проблемы могут возникнуть только у
пассажиров с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями и у беременных.
Для среднестатистического пассажира, приведенные выше исследования означают, что тромбоз
может возникнуть у него после 40000 полетов. Смертельный исход грозит одному из двух миллионов.
Другими словами, шанс погибнуть в автокатастрофе значительно выше, чем в результате "синдрома
экономического класса". Несмотря на все эти доводы 55 человек, которые оказались под сильным
давлением того, что три года назад 28-летняя англичанка скончалась после 20-ти часового перелета из
Австралии в Лондон, утверждали, что заболели тромобозом глубоких вен в результате авиаперелета и
подали в суд на крупные авиакомпании, но британский суд отклонил иски.
|
|