13.09.2003. Как вывернуться наизнанку?

Группа японских и американских ученых открыла ген, регулирующий выворачивание колонии водоросли вольвокс. Открытие позволяет понять молекулярный механизм одного из наиболее древних морфогенетических процессов.

Происхождение многоклеточных - интереснейшая проблема биологии. Большинство современных ученых считает, что многоклеточные произошли от организмов, подобных колониальной водоросли вольвокс. Это существо можно представить как конгломерат из большого числа (до 2 тысяч) одноклеточных организмов (колонию одноклеточных), причем такой конгломерат обладает способностью к согласованным действиям по изменению формы, то есть можно говорить о вольвоксе как о многоклеточном организме.

Преобразования формы органов и организма в ходе индивидуального развития в биологии "истинных" многоклеточных организмов принято называть биологическим морфогенезом (то есть, в переводе на русский, формообразованием). Типичным примером морфогенеза является, например, гаструляция у позвоночных животных, когда часть зародыша вворачивается внутрь, и при этом образуются три зародышевых листка - эктодерма, энтодерма и мезодерма. Во время гаструляции закладывается общий план строения животного.

Нечто подобное есть и у вольвокса. У него в развитии происходит выворачивание внутренней поверхности колонии наружу и "вворачивание" наружной внутрь. Грубо говоря, вольвокс выворачивается наизнанку. Японские и американские ученые внимательно изучили этот процесс и открыли, что ключевую роль в нем играет ген, названный ими InvA (от слова инверсия - inversion). Таким образом, можно говорить об открытии молекулярного механизма регуляции одного из древнейших процессов морфогенеза многоклеточных.

Вольвокс (Volvox carteri) представляет собой шарик из примерно 2000 мелких соматических клеток с отгороженным от внешней среды внутренним пространством. Во внутреннем пространстве находятся всего 16 крупных клеток, называемых гонидиями. Эти клетки делятся, и из каждой гонидии образуется маленькая зародышевая колония, своего рода эмбрион. В таких зародышевых колониях гонидии находятся снаружи.

Наконец, на последнем этапе колонии выворачиваются наизнанку, и гонидии оказываются внутри. Происходит это за счет того, что в одной из областей "шарика" часть клеток становится колбовидными. В проекции пласта клеток они напоминают по форме сужающуюся химическую колбу. С одной стороны клеточного пласта поверхность у них меньше, чем с другой. Понятно, что пласт при этом искривляется. Если зона таких клеток распространяется по пласту, то шарик можно вывернуть. Проходит своего рода волна из колбовидных клеток, каждый раз вовлекая новые области пласта в изгиб.

Интересно, что похожий механизм с использованием колбовидных клеток присутствует, например, в раннем развитии амфибий или морского ежа. А явление, при котором эти клетки инициируют изменение формы соседних в колбовидную (своего рода распространяющаяся волна вытягивающихся клеток) называется в эмбриологии контактной поляризацией.

Иширо Ниши и Дэвид Кирк из Университета Вашингтона (Сент-Луис) и Сатоси Огихара из Университета города Осака нашли мутантные колонии вольвокса, неспособные к выворачиванию. Они проанализировали таких вольвоксов и показали, что мутация у них ведет к изменению в белке, который находится в цитоплазматических мостиках между клетками. Белок относится к группе кинезинов. Таким образом, исследователи открыли белок, ответственный за регуляцию согласованных действий клеток по изменению формы.

Пока неясно, действует ли такой же молекулярный механизм в морфогенезе многоклеточных организмов. Сами авторы далеки от излишних спекуляций и раздувания преждевременных сенсаций. Тем не менее, труд их оценен по достоинству - статья Нишии, Огихары и Кирка вышла в престижном биологическом журнале Cell, а короткое сообщение об их работе появилось и в Nature.

Источники новости:

1. Nishii I, Ogihara S, Kirk DL. A kinesin, invA, plays an essential role in volvox morphogenesis. Cell, 2003, Jun 13; 113(6): 743-53.

2. Schmitt R, Sumper M. Developmental biology: how to turn inside out. Nature, 2003, Jul 31; 424(6948): 499-500.

Пересказал А. Ермаков