Scientific.ru
Новости науки
06.07.2003. Дислексия сопряжена с недостаточным подавлением активности части мозга у ребенка.

Используя функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI) для изучения мозговой деятельности у детей, исследователи подтвердили гипотезу, выдвинутую более восьмидесяти лет назад, о том, почему некоторым людям бывает трудно научиться читать.
Изображение человеческого мозга. Аксиальная проекция (Аксиальный - плоскость томографического отображения, разделяющая объект на верхнюю и нижнюю части)

Дислексия - неспособность или сниженная способность к овладеванию навыками чтения. Основные проблемы возникают при освоении слогослияния или чтения целыми словами. Иногда даже через 5-6 лет обучения ребенок не может овладеть беглым чтением.

В 1925 доктор Сэмюэль Ортон, клиницист и видный исследователь дислексии, заметил, что обычно у обучающегося чтению человека визуальные образы в правом полушарии мозга подавляются, потому что они могут входить в "противоречие" с формирующимся образами в левом полушарии. Возможности магнитно-резонансной томографии лишь сегодня позволили исследователям медицинского центра в Джорджтаунском университете подтвердить данную гипотезу. Оказалось, что свободно читающие дети действительно фактически "выключают" правую сторону визуальных частей мозга.

Для визуализации областей мозга, активированных при чтении и узнавании различных слов, была изучена группа из 41 человека возрастом от 6 до 22 лет. Испытуемых просили "найти высокие буквы" внутри слов, т.е. фактически решить задачу, стоящую перед читателем при неявном чтении слова - правильно расположить буквы.

Томографические изучения мозга показали, что маленькие дети, только начавшие учиться читать, используют левосторонние временные области мозга, и с возрастом и приобретением навыков в чтении постепенно все более подавляют работу областей визуализации правого полушария.

Исследование также показало, что у маленьких детей с хорошо развитыми навыками чтения левосторонние области мозга, использующиеся при чтении, более активны, чем у детей с худшими способностями, что может быть использовано при диагностике дислексии.

В скором времени ученые начнут исследование умственных способностей детей, организованное в память о Сэмюэле Ортоне и поддержанное NIH и Международной Ассоциацией Дислексии. В ходе этой работы будет создан так называемый "Банк мозга", который позволит нейробиологам всесторонне подойти к проблеме изучения дислексии и других нарушений.

Источник новости: Bio.com

Пересказал В. Цыганков

Обсудить на форуме


На главную страницу