16.06.04. Собаки являются очень полезной моделью для изучения заболеваний человека.

Исследователями был разработан метод определения пород собак по последовательности генов в их ДНК. Кроме того, изучая гены 85-и пород собак, ученым удалось установить связь между породами.

Все породы попадают в 3 "современные" категории, ассоциированные с охраной, выпасом скота и охотой, и одну "древнюю" группу, корни которой уходят в древность. Эта информация может помочь при выявлении причин многих наследственных заболеваний, характерных не только для собак, но и для человека.

dog.jpg

Собаки являются очень полезной моделью для изучения генетических нарушений человека, так как многие заболевания характерны как для одного вида, так и для другого. Если генетики в состоянии определить, какие гены ответственны за развитие определенных злокачественных опухолей у собак, это может облегчить поиск соответствующих генов у человека.

Но, для того, чтобы максимально использовать информацию, предоставляемую собачьими генами, авторы, во главе с Элани Острандер, генетиком центра по изучению онкологических заболеваний им. Фреда Хатчинсона, Сиэттл, США, решили установить генетические различия между породами. Они идентифицировали небольшие различия в последовательностях так называемых микросателлитных локусов у 414 собак 85-и пород.

Профессор Острандер и ее коллега Леонид Кругляк провели детализированный статистический анализ данных с целью обнаружения закономерностей в последовательности генов, отражающих различия между породами собак на генетическом уровне. Если известно, что несколько пород имеют сходный набор генов, все они могут быть использованы при изучении одного заболевания.

Исследователи утверждают, что первым важным открытием было обнаружение факта, что различные породы существенно различаются генетически. Можно просто ввести генетическую последовательность собаки в базу данных и компьютер определит ее принадлежность к той или иной породе. Эта находка была своего рода сюрпризом, так как большинство пород было официально изолировано только в XIX веке с созданием клубов. Причем, отличия генотипов собак разных пород гораздо более существенны, чем генотипов людей, чье происхождение берет начало на разных материках.

Ученые выделили 4 группы пород собак. Три современные, возможно берущие начало от официальной формализации пород в XIX веке, и одна, чьи корни уходят далеко в прошлое. Авторы были поражены диапазоном пород, входящих в последнюю группу. Шарпей, пекинес, ши-тцу и сибирская лайка обладают набором генов, наиболее сходным с генетическим набором волка, являющегося предком современных собак.

В то же время, оказалось, что такие породы, как фараонская гончая, изображенный на стенах египетских гробниц, совсем не являются древними. Исследователи полагают, что, вопреки убеждениям, эти породы были выведены в течение 2-х последних столетий. Важность данного исследования заключается в том, что оно поможет в выяснении причин наследственных заболеваний. Часто бывает очень трудно выяснить причины той, или иной конкретной болезни. Причина этого заключается в том, что, для выявления пораженного гена, трудно собрать достаточное количество членов семьи, пораженной заболеванием. Но решение этой проблемы может быть существенно облегчено, если для исследования использовать чистопородных собак.

Пойнтеры, например, подвержены образованию лимфом. И, так как существует огромное количество пойнтеров с одним и тем же набором генов, у ученых есть множество объектов для исследования.

В результате исследования станет возможным распределение пород собак в соответствии с их подверженностью определенным заболеваниям. И, по утверждению профессора Острандер, если известно, что несколько пород обладают сходным набором генов, они могут быть сгруппированы для работы над определенным заболеванием.

Источник новости: BBC News