16.05.02 "Я наткнулся на трещину, проходящую через всю современную науку..."

Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит не очередному малообразованному ниспровергателю общепринятой физики, а Стевену Вольфраму: человеку, который малоизвестен широкому кругу людей, да и то, известен как создатель пакета символьных вычислений Mathematica. Эта фраза содержится во вступлении к его книге "A new kind of science", вышедшей 14 мая 2002 года в издательстве Wolfram Media, Inc., и одно только чтение этого вступления навевает холодок возможной революции в физики. Что это? Переворот в естествознании? Или мистификация?

Но сначала -- кто же такой Стевен Вольфрам? Это человек, написавший свою первую статью по теоретической физике элементарных частиц в 15 лет. Это человек, получивший PhD по теорфизике в 20. Вот список его статей, имеющих более ста цитирований, причем большинство из них было опубликовано, когда ему было около 20 лет. Это человек, не опубликовавший ни одной статьи после 1985 года -- все его исследования за последние 16 лет впервые представлены в описываемой книге. Это человек... впрочем, взгляните на его биографию сами.

В 1980-е годы Вольфрам переключается с физики элементарных частиц на исследование сложных систем (то, что в англоязычной литературе называется complexity). Он находит связь между поведением реальных сложных систем и эволюцией клеточных автоматов -- систем, живущих по простым правилам и при этом организующихся в непредсказуемые паттерны (известная игра "Жизнь" -- тоже пример клеточного автомата). Благодаря этой связи он сводит природные явления к процессу компьютерного обсчета той или иной системы. Заметьте, не к моделированию на компьютере какого-либо процесса путем решения уравнений эволюции -- а к самому процессу вычисления. Одна из последних его статей [1] называется "Undecidability and intractability in theoretical physics" и начинается словами: "Physical Processes are reviewed as computations...".

Пакет символьных вычислений Mathematica, появившийся впервые в 1988 году, является на самом деле побочным продуктом исследований Вольфрама. Однако именно благодаря Mathematica он смог завершить свое исследование и, как он утверждает, построить новый подход к физике и к естествознанию вообще.

Что же такого революционного в его новой книге "A new kind of science"? В книге Вольфрам показывает на, как утверждается, сотнях примеров, что простые клеточные автоматы на масштабах, на много порядков превышающих масштаб дискретности, демонстрируют те же самые свойства, что и многие реальные физические и биологические явления. И речь идет даже не о том, что какие-либо паттерны, полученные из того или иного клеточного автомата, визуально походят на реальную систему. Суть подхода заключается в том, что эти паттерны обладают определенными макроскопическими свойствами, которые можно поставить в соответствие наблюдаемым свойствам физических объектов. То есть, речь идет о статфизике клеточных автоматов, о формулировке нового понятия "точно решаемых задач" в статфизике.

По сути дела, в этом звучит призыв к теоретикам -- перестаньте решать дифуры, перемножать матрицы, делать приближения. Научитесь вместо этого генерировать паттерны и структуры и анализировать их макроскопические характеристики. Это даст вам новый взгляд на суть вещей и, возможно, приведет к разрешению неразрешимых ранее проблем. Утверждается, что решения некоторых таких проблем уже содержится в книге.

Безусловно, подобные заявления звучат крайне претенциозно и требуют доказательств. А что же говорят специалисты -- из тех, кто уже ознакомился с книгой? Мнение многих таково: Вольфрам, безусловно, нашел много интересных "игрушек", но его утверждения о том, что все это имеет отношение к Природе, пока не доказаны.

Не исключено, правда, что доля критики адресована самому Вольфраму, а не его работе. Дело в том, что все эти 16 лет Вольфрам работал фактически в режиме односторонней изоляции от научного общества: он был в курсе чужих исследований, но почти никто не был знаком с его собственными разработками. В результате многое из того, что изложено в книге, с полным правом может быть приписано не Вольфраму, а многочисленным другим исследователям, и они такому повороту событий не рады.

В общем, очень хотелось бы хоть краешком глаза взглянуть на книгу. 1200 страниц, твердая обложка, и самое удивительное -- цена для такого талмуда смешная -- $45 (в США). Может, разориться и купить?..

Ссылки:
[1] Stephen Wolfram, Phys. Rev. Lett. 54, 735–738 (1985).
[2] J. Giles, "Stephen Wolfram: what kind of science is that?", Nature 417, 216 - 218 (2002).

Игорь Иванов