05.03.03. Излучение сотовых телефонов повреждает мозг крыс.

Обладая несомненными преимуществами, сотовая связь, тем не менее, внушает тревогу своим пользователям, поскольку окончательно не разрешен вопрос о безопасности испускаемого телефонами излучения. На этот раз камень в огород мобильной связи подбросили ученые из Швеции. Они обнаружили, что однократная экспозиция крыс в течение 2 часов под радиацией от некоторых сотовых телефонов приводила к гибели клеток мозга грызунов. В случае подтверждения полученных результатов это будет первое прямое доказательство связи между излучением сотовых телефонов и повреждением мозга у животных.

Использование сотовых телефонов стремительно увеличивается, и хотя пока отсутствуют достоверные факты неблагоприятного влияния их излучения на людей, некоторые ученые рекомендуют все же использовать меры предосторожности, по крайней мере, стараться избегать очень длительных разговоров по телефону.

cellphone.jpg

Цифровые сотовые телефоны передают информацию в сжатом виде импульсами микроволнового электромагнитного излучения. Количество импульсов, посылаемое в единицу времени, зависит от стандарта сотовой связи, так в США эта частота составляет 50 импульсов в секунду, а так называемый стандарт GSM (Global System for Mobile Communication) характеризуется величиной в 217 импульсов в секунду.

Хотя убедительные свидетельства о связи между телефоном и серьезными проблемами со здоровьем, такими, например как рак, до настоящего времени не найдены, это не является доказательством их отсутствия, именно поэтому ученые и продолжают поиски. Около 10 лет назад они показали, что излучение сотовых телефонов способно увеличивать проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), что позволяет белкам крови, в норме задерживаемым этой преградой, контактировать с нервной тканью. В работе шведских ученых обнаружено, что такая брешь в ГЭБ является достаточно опасной и может сопровождаться гибелью нервных клеток.

В проведенном ими эксперименте взрослые крысы выдерживались в течение 2 часов под излучением GSM-телефонов с использованием трех уровней мощности: 0.01, 0.1 или 1 ватт. Контрольная группа не подвергалась воздействию. Интересно, что сотовые телефоны обычно используют максимальную мощность 0.6 ватт. Исследование мозга животных через 50 дней выявило, что до 2% клеток некоторых отделов мозга крыс, подвергавшихся действию излучения мощностью 0.1 ватт и выше, погибали или были повреждены. Наиболее уязвимыми оказались гиппокамп, кора головного мозга и стволовые клетки мозга, в других отделах не удалось обнаружить значительного количества погибших клеток.

По мнению некоторых ученых доза излучения, полученная крысами, была еще достаточно низкой по сравнению с той, которую принимают на себя пользователи сотовых телефонов. Если же эффекты, вызываемые излучением, склонны к кумуляции, их регулярное использование вообще может стать проблематичным. При этом речь идет не только о телефонах, в современном радиофицированном офисе человек буквально погружается в «море излучений». Кстати, руководитель группы ученых сам пользуется сотовым телефоном, но при этом он старается ограничивать длительность своих разговоров, а также применяет так называемую hands-free приставку для максимального дистанцирования от источника излучения.

Science News 2003, Vol. 163, No. 8