Scientific.ru
Новости науки
Жуткое совпадение - трагическая неделя астронавтики

Когда Алан Шепард - "американский Гагарин" - ожидал запуска, он произнес с нетерпением: "Давайте зажжем свечу!". С тех пор многие и многие сгорают во имя освоения космоса. И на это раз внезапный, мощный порыв задул свечи...

Удивительное совпадение - все американские астронавты погибали в конце января. Первые трое из этого числа сгорели в "Аполлоне 1" 27 января 1967 г. из-за короткого замыкания, еще на земле, во время предполетной подготовки. Просто не сумели выбраться наружу. Потом трагический взрыв "Челленджера" 28 января 1986 г. унес семь жизней. Оказалось, что эта неделя стала последней и для челнока "Колумбия" - ранним субботним утром 1-го февраля скорбный список жертв стал еще длиннее. Еще семеро. Самые образованные, талантливые и тренированные. Жаль, что так много жертв. Российские пилотируемые корабли "Союз", из-за нашей бедности, гораздо меньше и несравненно дешевле. Но меньше и риск. Тьфу-тьфу, уже давно обходимся без аварий.

Корабль "Колумбия" не дошел до родных берегов, но в чем-то он переоткрывает Америку. Космическую программу США, в которой основная ставка была сделана на мощные и дорогие "Шаттлы" (каждый запуск обходится в полмиллиарда долларов) уже сравнивают с "колоссом на глиняных ногах". Примерно так же, впрочем, оценивают и экономический потенциал этой супердержавы. Запад, в особенности Америка, концентрирует в себе основные ресурсы планеты, формируя однополярный и разбалансированный мир.

В американских комиксах и мультяшках часто можно видеть суперменов с огромным мышечным торсом и широченными плечами, но на тоненьких ножках. Эти "перевернутые пирамиды", воплощение "накаченности" современной цивилизации, которую устойчивой никак не назовешь. Есть о чем задуматься.

Само название погибшего корабля было знаковым для Америки. Мореплаватель Колумб установил испанский флаг на этом континенте; командный модуль корабля, астронавты которого впервые установили американский флаг на поверхности Луны, назывался "Колумбия"; и первый возвращаемый из космоса челнок, взлетевший в символическую день 12 апреля 1981 г., получил то же название. Не уберегли, что называется, самое дорогое.

В начале марта прошлого года уже были встревоженные сообщения о неполадках в системе охлаждения на шаттле "Колумбия". В том полете, первом после капитального ремонта, стоившего 100 млн. долл., возникла потенциальная угроза взрыва корабля при приземлении. Сразу после взлета нарушилась работа одного из двух контуров фреоновой системы охлаждения - посторонний предмет образовал закупорку в трубопроводе. Для работы на орбите это не так опасно, но при приземлении приборы работают в более напряженном режиме, выделяя значительно больше тепла. Отсутствие достаточного охлаждения грозило катастрофой. Инженеры обдумывали ситуацию двое суток: то ли срочно посадить корабль, то ли продолжить миссию по ремонту телескопа "Хаббл". Все-таки решили не прерывать полет. Тогда все обошлось. Основные системы корабля были многократно перепроверены. Ставшая последней, рекордно долгая для "шаттла" 16-дневная миссия была запланирована еще на середину июля прошлого года. Но из-за многочисленных задержек и ремонтных работ полет состоялся на полгода позже, в конце января...

В чем была причина аварии на этот раз, сказать трудно. Ясно только, что это не было ошибкой людей. Они были прекрасно подготовлены. Совсем разные люди, военные и ученые, пришли в астронавты разными путями и с разным опытом. Командир космического челнока Рик Хазбанд, рос в Амарильо, в том самом штате Техас, над которым и случилась трагедия. Во время его первой миссии, в 1999, он пилотировал корабль "Дискавери", когда тот впервые состыковывался с Международной космической станцией. Дэвид Браун из Арлингтона, был цирковым акробатом, когда посещал Колледж Уильяма и Мэри. Полковник израильских военно-воздушных сил Илан Рамон принимал участие в военном конфликте 1973 г. Этот многонациональный экипаж был одним из самых слаженных. Первыми в истории американской космической программы, они по специальной программе обучались принципам сотрудничества, взаимопомощи, и терпимости к индивидуальным особенностям друг друга. Готовясь к полету, они прошли 35-мильный маршрут через горные тропы и заповедные леса Вайоминга. Вернувшись из того похода, Рик Хазбанд говорил о сходстве впечатлений от той красивой местности и от космоса - оно не только в чувстве уединения и в потрясающих видах. Оказалось, он тогда нечаянно предрек свою судьбу: "Ловишь себя на мысли: "Ничего себе, даже моргнуть не успел, а все уже закончилось".

Радик Кагиров

Обсудить на форуме


На главную страницу