29.01.05. Пошто курей щипать.

Шведские учёные в содружестве с англичанами изучили проблему выщипывания перьев у кур. Оказывается, многое здесь зависит от внешнего вида (фенотипа) животного. Существует генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой для выщипывания.

Исследования проводил международный коллектив учёных. В его состав входили Линда Келинг из Шведского Сельскохозяйственного Университета (Скара, Швеция), Лейф Андерсони и Сюзанн Керье с кафедры Медицинской Биохимии и Микробиологии Университета Упсалы (Швеция), Роберт Фредриксон и Орьян Карлборг с кафедры Скрещивания и Генетики Животных Сельскохозяйственного Университета Упсалы (Швеция) и Чарльз Корнвалис из Университета Шеффилда (Великобритания), Томаззо Пизарри из Университета Лидса и Пер Енсен из Университета Линкёпинг (Швеция).

Учёные показали, что у кур, имеющие дикий тип аллели PMEL17, гораздо больше шансов быть жертвой для “ощипывания”. Результат этот имеет огромное сельскохозяйственное значение, ведь выщипывание перьев – огромная проблема для куроводов.

Чтобы понять, есть ли какая-либо генетическая подоплёка у выщипывания перьев, учёные изучали зависимость между фенотипов курицы и степенью выщипанности перьев. Учёные скрестили домашнюю курицу Gallus gallus domesticus породы леггорн (представители этой породы белого цвета) и дикую банкивскую, а затем проанализировали их потомство. Учёные нашли генетический локус, который ответственен за выщипывание перьев. Аллель белого цвета домашней курицы доминантна. В одном из экзонов гена PMEL17 происходит выпадение 9 нуклеотидных оснований. Доминантный ген подавляет пигментирование оперения. А вот птицы с геном от дикой курицы (в случае гомозиготности) демонстрируют различные варианты окраски тела. Исследователи обнаружили, что пигментированные птицы гораздо чаще подвергались атакам соплеменников и выщипыванию перьев. В то же время гетерозиготы, имеющие белую окраску или слабопигментированные, были хорошо защищены своей окраской от выщипывания.

Если пигментированных птиц держать вперемежку с белыми, то пигментированные будут просто замучены выщипыванием перьев со стороны соплеменников.

Работа шведов и британцев раскрывает генетические механизмы такого странного социобиологического явления как выщипывание перьев. Их статья опубликована в журнале Nature.

Источник новости: Linda Keeling, Leif Anderson, Karin E. Schutz, Susanne Kerje, Robert Fredrikson, Orjan Carlborg, Charles K. Cornwallis, Tommaso Pizzari, Per Jensen. Feather-pecking and victim pigmentation. Nature. Vol 431. 7 October 2004. p. 645-646.

Пересказал А.Ермаков