02.01.05. Горизонтальный перенос генов между цветковыми растениями

Американские ученые считают, что возможен горизонтальный перенос генов от одного растения к другому. Видимо, одно из паразитических растений способно осуществлять такой перенос генетического материала. Он возможен как от хозяина к паразиту, так и обратно от паразита хозяину.

gene-tr.jpg
Рис.1. Растение паразит (павилика Cuscuta californica) на помидоре; присоски павилики, предназначенные для высасывания питательных веществ, (гаутории) проникают в тело помидора.

Сотрудники Факультета Биологии Университета Индианы (США) Джеффри Моуэр, Саша Стефанович, Грегори Янг и Джеффри Пальмер исследовали митохондриальный ген atp1 у 43 вида растения Plantago. Данный ген изменялся в ходе эволюции. Очевидно, здесь имела место нормальная вертикальная передача (то есть от предков к потомкам).

Но некоторые виды имели еще одну дополнительную копию этого гена. Ученые пришли к выводу, что эти копии не могли быть перенесены от предков (у предков этого нет). Значит, гены были перенесены горизонтально. Кто-то эти гены "перенес". Причем перенос произошел недавно – всего несколько миллионов лет назад.

Ученые считают, что перенос генов может быть осуществлен растением-паразитом. То есть растение- паразит захватывает ген от растения-хозяина. А затем может передать его другому растению-хозяину.

Работа американских авторов опубликована в одном из ноябрьских номеров журнала Nature.

Jeffery P. Mower, Sasha Stefanovic, Gregory J. Young, Jeffery D. Palmer. Gene transfer from parasitic to host plants. Nature. Vol 432. 11 November 2004. p 165-166.

Пересказал А.Ермаков