Когда б вы знали, из какого
сора
растут стихи, не ведая стыда...
Анна АХМАТОВА
Чемодан стихов
Здесь мы хотели бы как-то охарактеризовать весь собранный нами "рабочий
материал", включая ту большую его часть, которая осталась за бортом. Итак, количество авторов превышает полсотни, количество
представленных стихотворений - две с небольшим тысячи. Объем стихотворений колеблется от одной строки до 350 строк,
объем представленных подборок - от одного до тысячи с небольшим
стихотворений.
Данные об авторах приведены в конце книги. Вопреки тому, что писал
Мандельштам, юношей среди них крайне мало, да и юношеских (по характеру)
стихов немного. Возраст авторов, в котором были написаны стихи, покрывает
диапазон от 14 до 70 лет, максимум приходится на 30-40 лет. Социальный статус
авторов достаточно высок. Это резко противоречит выводам Мандельштама -
вероятно, он имел дело с совершенно другим явлением, чем то, что представлено
нашим чемоданом.
Все, кроме одного автора, - любители, т.е. никогда не зарабатывали
литературным трудом (один - член Союза писателей СССР, публиковавшийся больше
как прозаик). 60 человек из 30-тысячного города - это показатель массовости,
в пересчете на всю страну это составит именно сотни тысяч, о которых идет
речь в - "Армии поэтов".
Мы не способны провести серьезный литературоведческий анализ материалов -
здесь нам мешает именно отсутствие профессионализма. Но, будучи не в силах
подавить свою профессиональную страсть к статистическому анализу, можем
привести результаты примерной тематической классификации стихов. Мы подвергли
классификации по рубрикам 1600 стихотворений 63 авторов. Процедура, конечно,
была весьма приблизительной и субъективной.
Итак, о чем пишут люди?
Формально, рекордной рубрикой является, конечно же, любовь. Но далеко не
такой рекордной, как мы полагали априори - всего 15% по числу стихотворений
(240 штук). В них доминирует потерянная любовь - 96,
остальное распределяется между неразделенной любовью (50), любовью
разделенной (52) и любовью вообще, включая плотскую (48).
Второе место занимает философия. Эта рубрика трудно поддается четкому
определению, но мы условно выделили 159 (10%) философских стихотворений. Из
них 92 классифицируются как "философские размышления вообще", 31
посвящены конкретно смыслу жизни и 36 относятся к жанру философских притч.
Многие стихи, попавшие в другие рубрики, тоже пропитаны философией, так что
философская тема в нашем чемодане на самом деле доминирует над
любовной.
Далее следует природа, пейзажи, погода (148).
124 стихотворений так или иначе посвящены
проблеме личности. 62 классифицированы как проблемы взаимоотношений личности
и мира, 62 можно, скорее, определить как просто "самокопания".
63 стихотворение посвящено образу соотечественника. Героических образов
очень мало, больше нетрезвых и перекошенных, а то и просто эпиграмм. Вообще,
соцреализма неожиданно мало. Вероятно, соцреализм был свойствен только
искренне желающим опубликоваться, но никак не
искреннему творчеству масс.
Дальше, наконец-то, следует политика (59). Здесь доминирует
издевательский, саркастический тон (30), обращенный как в прошедшие, так и в
нынешние времена. 14 характеризуются отстраненно-философским тоном и еще 15
пропитаны пафосом, в основном - гневно-обличительным. Близко к последним находится тема
"несчастной Родины" - имеются в виду напасти и пертурбации
последних лет. Пресса полна этой темой, на работе в курилке только об этом и
говорят, а у нас в чемодане всего 18 сихотворений.
Их должно быть много больше, куда делись остальные? Может быть, сама
атмосфера Троицка неблагоприятна для поэтических "рыдальцев страдальной
России"? Вообще говоря, мы ожидали больше политики (как и любви).
Идя по нисходящей, мы должны отметить военную (Великую
Отечественную и Афганистан) тему (51) и, соответственно, антивоенную (16).
Теме одиночества посвящены 49 стихотворений.
44 - посвящены прямым описаниям советского и
постсоветского быта.
Мукам поэтического творчества и другим его аспектам посвящено 40. Авторы в
этой рубрике часто комплексуют, задаются вопросом
"а не графоман ли я?", выражают сомнения,
что им под силу написать так, как некто...
32 посвящено просто Родине.
Очень популярной теме употребления алкоголя и его последствиям, посвящено
27 стихотворений (употребление алкоголя фигурирует в гораздо большем
количестве стихов, это только те, что непосредственно посвящены этой теме).
26 стихотворение - конкретным известным личностям, среди которых
доминируют поэты. Наиболее популярны Высоцкий, Цветаева, Маяковский,
Вознесенский (правда, последнему достаются отнюдь не только дифирамбы).
25 посвящено проблемам, связанным с возрастом (чаще - с большим, чем с
малым).
18 - животным (доминируют собаки).
С глубоким разочарованием сообщаем, что с наукой непосредственно связаны всего 18 стихотворений. И это в крупном научном
центре! Мы, конечно, не имеем в виду "производственную тематику",
упаси Бог. Но ведь наука освоила те пространства, куда нога поэтов почти не
ступала. В наше время эти пространства необходимы поэзии, как воздух, и
авторы-ученые упускают свой шанс стать первопроходцами.
15 представляют из себя различные игры со
словами. Маловато, если учесть, что такие вещи помогают оттачивать технику.
Опуская ряд более мелких тем, приходим к тремстам с лишним стихотворениям,
которые не поддаются подобной примитивной классификации. Именно в эту группу
попадают многие наиболее сильные вещи, что естественно.
Отбор стихов, конечно, исказил эту статистику.
Авторы, слава Богу, очень разные, нет ни пары похожих.
Диапазон огромен во всем -- в словарном запасе, в
наличии чувства юмора, в технике, в стиле.
У ряда авторов невооруженным взглядом заметно влияние бардовской
культуры или российского рока. Многие стихи сочинялись как тексты песен. Для
стихов напечатанных это чревато типичными дефектами ритма: то, что при
исполнении может быть логично прорисовано паузами и ударениями, на бумаге
воспринимается как ритмическая небрежность.
Мы говорили о том, что почти все авторы - непрофессионалы. Это относится к
профессии как средству существования, но не к уровню стихосложения.
Значительная часть авторов способна писать вполне профессионально в смысле
техники, словарного запаса, композиции и т.д. (притом, это отнюдь не "гладкопись"). Иногда попадаются вещи, написанные
просто мастерски.
Главное, с нашей точки зрения, в собранном чемодане стихотворных текстов
присутствует та трудноопределимая субстанция, что называется поэзией.
А.Васеленок, И.Мирмов,
С.Фесеев,
Б.Штерн (автор текста предисловия)
1995
г.
|