пещерная
философия
NB!
_ Kавычки опущены всюду,- любую часть текста можно считать (скрытой)
цитатой.
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СУЩНОСТЕЙ
Вернёмся ненадолго к первобытному
костру - к пробуждающемуся абстрактному мышлению homo sapiens'а
- с тем, что остаётся, когда всё выученное забыто...
Неоспоримо наличие ПРОСТРАНСТВА
- трёхмерного вместилища всего существующего.
Это абсолютное ничто не
может не существовать (хотя ничего собой
не представляет), не может быть деформировано
(не имея формы) или уничтожено
- ни в какой мере локально, а значит (?) и во всём бесконечном
объёме. Следовательно, вопрос о его возникновении, сотворении не имеет
смысла.
Терминологически: ПРОСТРАНСТВОмыслимо
(представимо)существующим
повсеместно; отсутствие его немыслимо
(не
представимо ). ***
Столь же естественно ПРОСТРАНСТВОмыслимо
абсолютно пустым (хотя бы локально).
Однако оно не пусто: содержит МАТЕРИЮ
- всё имеющееся в ПРОСТРАНСТВЕ, в том
числе - не регистрируемое и не известное.
При этом существование МАТЕРИИнемыслимо
вне ПРОСТРАНСТВА.
Далее, - МАТЕРИЯмыслима
однородной и бесструктурной (непрерывной единственной фазой),
каковой она не является даже локально в общем случае: существует СТРУКТУРА
- строение, архитектура различных форм МАТЕРИИ,
в т.ч., повидимому, и физического вакуума.
При этом СТРУКТУРАмыслима
неизменной, постоянной; однако имеет место ДВИЖЕНИЕ
- качественное и/или количественное изменение содержимого
ПРОСТРАНСТВА и/или пространственного распределения МАТЕРИИ,
- по крайней мере, локально.
Далее, - ДВИЖЕНИЕмыслимо
хаотическим, случайным, беспричинным, непредсказуемым, но уже частично
найдены ЗАКОНЫ - закономерности устройства
и функционирования наблюдаемого мира.
И, наконец, всё названное мыслимо
благополучно
существующим без осознающего и познающего всё это и самого себя РАЗУМА,
сознания.
Получается цепочка из шести глобальных
категорий с определёнными соотношениями:
ПРОСТРАНСТВО
МАТЕРИЯ
1. вышележащая категория мыслимабез
нижележащей;
СТРУКТУРА
2. нижележащая - не имеет смысла
без вышележащей;
ДВИЖЕНИЕ
3. только верхняя не имеет альтернативы - отсутствие немыслимо;
ЗАКОНЫ
4. только крайние не имеют бесконечного(?) разнообразия содержания
РАЗУМ
остальных и представляются качественно единичными понятиями.
В силу п4. заманчиво _ представить
ПРОСТРАНСТВО
и РАЗУМ
своего рода олицетворением
философских категорий КОЛИЧЕСТВО
и КАЧЕСТВО
...
Сочетание п1. и п2. не запрещает
наличие седьмой сущности, но ставит
её в антирелигиозное сопоставление с homo sapiens'ом, как
носителем (возможно, не единственным) РАЗУМа.
Для Времени и Энергии
(включая
~ Негэнтропию) нет места в этой цепи глобальных категорий
- основных сущностей Бытия.
При этом, если для трёх
типов Энергии : относительной (Кинетической, Потенциальной, ???),
информационной ( ~ Негэнтропия, ???) и абсолютной или связанной
(Масса, ???),- точки ветвления основной цепи естественны,
то
Время, обычно представляющееся отвечающим п4. для основной цепи,
неожиданно оказывается примыкающим к двум не соседним основным
сущностям
-- ДВИЖЕНИЮ и ПРОСТРАНСТВУ.
Поведение Энергии
и,
особенно, Времени в этом представлении неизбегаемых физических категорий
говорит в пользу последнего из двух сделанных ранее фантастических
предположений. |