Троицкие «Традиции» в Великом Новгороде

     На дворе - масленичная неделя. Готовясь к сорокадневному посту, народ со стародавних времен отмечал эти дни с особым размахом. Гуляли пышные свадьбы, катались на тройках, устраивали праздничные посиделки с обильными пирами и возлияниями. Апофеозом веселья становилась Широкая Масленица, последнее воскресенье накануне Великого поста, во время которого помимо воздержания в пище не дозволялось ни петь, ни плясать. Потому накапливать впечатления начинали еще за две недели до масленицы. Этот период назывался «мясоедом». 
     Не случайно именно на мясоед на Новгородскую землю со всей европейской России съехались фольклорные коллективы, чтобы принять участие во Всероссийском конкурсе фольклорных ансамблей Домов и Центров народного творчества «Традиция». Великий Новгород встретил участников крепким морозом и солнцем. Но первое, что еще на вокзале потрясло прибывших, – это уровень организации. Четкость и продуманность распорядка конкурса дополнялись оперативностью и компетентностью организаторов. Были учтены даже такие нюансы, как дни рождения некоторых участников, которым от имени оргкомитета преподносились именинные пироги. Так что благодарность за гостеприимство и радушие новгородцев – отнюдь не дежурная банальность в рамках правил хорошего тона. В программу всего мероприятия помимо конкурсных прослушиваний, подготовительных концертов и репетиций входили экскурсии по городу, вечера отдыха для участников и руководителей. Кроме того, каждый коллектив выступил с концертом в одном их городов Новгородской области.
     Всего в конкурсе приняло участие 16 коллективов, представлявших различные российские регионы. В их числе Воронежская, Липецкая, Брянская, Новгородская, Архангельская области, Астрахань, Ростов, Ставрополь, Удмуртия, Чувашия, Карелия, республика Дагестан. Московский регион представлял народный коллектив, вокальный ансамбль народной песни Центра молодежного досуга г. Троицка «Русская баллада» (руководитель Людмила Шаулина). 
     Жанровая и стилистическая направленность выступавших была весьма разнообразной. Основную долю участников составляли этнографические фольклорные коллективы, стремящиеся максимально точно воплотить в своем творчестве все особенности, характерные для их местности и исполняющие песни, записанные только в регионе, представителем которого они являлись. Но были представлены и ансамбли, исполняющие стилизованный репертуар, а одна из групп ориентировалась скорее на эстрадно-этническое направление. Имелись в числе участников и чисто танцевальные ансамбли. По идее организаторов само название конкурса «Традиции» подразумевало наличие у коллектива неповторимого стиля, традиционного именно для родного региона. Троицкий ансамбль «Русская баллада» практикует стилизацию среднерусских песенных традиций, сложившихся в сфере народного искусства в течение 20-го века, а потому несколько выбивался из общего контекста региональных представителей. В общем, сам конкурс больше напоминал фестиваль, и перед жюри стояла довольно серьезная задача сравнить и оценить столь не похожее одно на другое творчество самобытных и художественно сильных коллективов.
 

 

     Компетентное жюри также отличалось разнообразием. В его состав входили как фольклористы-этнографы, профессора из Московской и Питерской консерваторий, так и представители стилизованного направления – преподаватели из Российской академии музыки ми. Гнесиных и некоторых других вузов, руководители Московского и Российского домов народного творчества. Одним из членов жюри стала художественный руководитель знаменитого хора им. Пятницкого Александра Пермякова, а возглавляла высокую комиссию профессор Московской консерватории, руководитель кабинета народного творчества, Наталья Гилярова. 
     Конкурсные прослушивания проходили в течение двух дней на территории древнего Новгородского кремля, известного каждому по фотографиям в школьных учебниках. В одном из зданий кремлевского комплекса, некогда бывших административными, размещается теперь Новгородская областная филармония. Именно на ее сцене каждому ансамблю предстояло продемонстрировать свое творчество перед жюри и коллективами-соперниками. Хотя в обстановке волнения, сопереживания и дружелюбия, которая царила на протяжении всего конкурсного времени, о соперничестве как-то не вспоминали. 
«Русская баллада», согласно жребию, выступала последней в программе первого дня прослушиваний. Волнение, накопившееся за день, безусловно, не могло не отразиться на выступлении, однако ансамбль достойно справился с поставленной перед ним задачей и продемонстрировал свойственный ему хороший стабильный уровень, не уступавший, общему высокому профессионализму конкурса. В репертуаре, который коллектив представил на суд жюри, были обработки русских народных песен различных областей России, фольклорные композиции, духовные стихи и колядки.
     Итогом грандиозного фольклорного праздника стал заключительный гала-концерт  участников конкурса, который состоялся в Новгородском академическом театре драмы им. Достоевского. Зал был полон зрителей - любителей народного музыкального творчества. В этот день жюри объявило победителей. «Русская баллада» получила безусловное одобрение жюри и была удостоена звания дипломанта Всероссийского конкурса фольклорных ансамблей. Не остались участницы ансамбля и без ценных призов.
     Конкурс завершился, оставив ощущение яркого феерического праздника. Музыканты, певцы и танцоры разъезжались, полные впечатлений, творческого вдохновения и энтузиазма на предстоящие два года. В 2006 году Новгород вновь ждет в гости всех, кто любит, сохраняет и преумножает в своем творчестве народные музыкальные традиции земли российской.
                                                          Людмила Козлова


 
К оглавлению диска